Как клиппинг стал звуком современности
Для начала проясним, что я не противник клиппинга. Существует статья за моим авторством, которая рассказывает, как при помощи клиппинга заставить KICK бить сильнее. Я пользуюсь клиппингом постоянно. У меня даже есть неисправный аппаратный компрессор, который используется специально в целях достижения этого эффекта.
Но у меня особое к нему отношение. Я использую его в том случае, когда мне нужно достичь широты и характера без создания уродливых гармоник и выравнивания удара. Плохой клиппинг способен выбить звук, заставить его звучать дешево и слабо. Тем не менее это звучание, которое мы слышим на современной сцене повсеместно.
Что такое клиппинг?
Звук по сути является амплитудой растянутой по времени.
В акустическом мире не существует резких ограничений по амплитуде. Все звуки от дыхания мыши и до взрыва гранаты базируются на разнице давлений в атмосфере.
Вот в механическом, электрическом и цифровых мирах мы встречаемся с ограничениями.
Когда амплитуда натыкается на такие ограничения ей приходится им подчиняться, что приводит к искажению формы. Она меняется, порождая энергию там, где ее раньше не было.
Не каждый клиппинг одинаково полезен!
Существует две формы клиппинга — жёсткий (hard) и мягкий (soft). Они могут проявляться в механической, электрической и цифровой областях. В каждой из областей клиппинг в той или иной форме проявляется по разному.
Жесткий механический клиппинг происходит тогда, когда превышены физические ограничения. Чаще всего это происходит на микрофонах и колонках. Когда они принимают или выдают звук, диафрагма движется в соответствии с уровнем звукового давления (sound pressure level, SPL). У диафрагмы есть ограничения, так что если SPL превышает допустимые показатели, то звук неизбежно искажается.
Жесткий клиппинг также существует в электрическом пространстве. Он может происходит по обширному ряду причин, но, как правило, каждая из них основана на уровне гейна, в котором превышена общая величина напряжения нелинейного элемента. Как только устройство достигает предела напряжения, происходит клиппинг, не совсем похожий на механический.
Также с помощью электроники мы можем достичь мягкого клиппинга. Такой клиппинг происходит тогда, когда устройство начинает сатурировать сигнал до момента достижения предела, что приводит к “изгибанию” амплитуды до проявления клиппинга. Результатом такого подхода является более теплый “округлый” звук.
Цифровой клиппинг — это, пожалуй, самая естественно агрессивная форма клиппинга. В “цифре” существует абсолютный предел, а это значит, что никаких “сгибаний” и “округлений” у края ожидать не стоит.
Умышленный клиппинг
Клиппинг начался с электрогитар.
Гитары производят достаточно чистый звук. Искажения изначально проявили себя в сломанных устройствах и в деятельности людей, которые хотели получить от своих усилителей максимум звука. Прошло не так много времени и эксперименты не заставили себя ждать.
В 60е производители начали создавать устройства, которые позволяли добиваться клиппинга разного типа. Это были дисторшн педали. Музыкантам новинка понравилась и звук начал просачиваться в мейнстрим. Джимми Хендрикс и The Rolling Stones утилизировали эти примочки с лихвой. И хотя рок существовал еще со времен Чака Берри, тот рок, который нам больше известен сегодня, берет свое начало именно с вышеупомянутых артистов, на чей звук, как уже было упомянуто, несомненно повлиял дисторшн.
В 70х музыканты начинают экспериментировать с большим разнообразием искажений. Многие используют overdrive, который выдает мягкий клиппинг со всеми “зернистыми” вытекающими. Иные музыканты, вроде того же Хендрикса или Black Sabbath, приспосабливают жесткий клиппинг, в частности fuzz. Подобное использование клиппинга сделало его популярным, окончательно вписав в перечень правильных и полезных инструментов для творчества.
Расширяя горизонты
Если музыканту позволить экспериментировать, он несомненно это сделает. Нам нравится расширять горизонты и осмысленно хулиганить. Как только дисторшн появился на рынке, мы начали вешать его на все — бас, барабаны, вокал — ничто не спаслось. Мы поколениями слышали и принимали дисторшн практически в любой форме.
Сразу после расцвета коммерческого радио и индустрии звукозаписи в целом в 60х 70х пришло время конкуренции радиостанций и лейблов 80х. Людям захотелось, чтобы их записи звучали “громче, чем у других”. Для того, чтобы этого достичь звукоинженерам ставили задачу делать пластинки максимально громкими.
Есть два основных способа эту задачу выполнить:
-
очень резко сжать динамический диапазона (лимитинг);
-
загнать запись в искажения (дисторшн).
Лимитинг выдуман для того, чтобы запись звучала громче без заметных искажений и является лучшим вариантом и по сей день.
Лейблы продолжали настаивать на увеличении громкости, а инженеры крутили лимитеры до предела. Звук был на грани, из-за чего он так или иначе искажался. Не радикально, но заметно. Так клиппинг попал на записи, но тут он не остановился.
Конкуренция в продакшне
Идея громкости перекочевала в эпоху сэмпл паков. В начале 2000х Хип-Хоп, а затем и EDM стали завоевывать рынок. Данные жанры сильно полагаются на запрограммированные партии ритм секций. Ритм секции базировались на семплерах и драм-машинах, и подготовленные семплы барабанов стали частью музыкального арсенала.
Рынок ритм семплов появился в середине 2000х. Показателем качества семпл пака зачастую была мощь. Для ее достижения авторам паков не только приходилось качественно записывать/создавать тот или иной звук, но еще и вытягивать громкость. Они пошли по проторенной дорожке и также начали использовать динамическую компрессию и дисторшн...
...то есть выходит, что до того как мы пытаемся вытянуть собственную композицию до “мирового звучания” части ее составляющие (семплы в частности) часто уже находятся у предела. В таком формате музыка существует уже на протяжении 15 лет.
Возможности изменились
Звукозаписывающая техника эволюционировала и теперь мы способны записываться максимально чисто, но клиппинг настолько стал нам близок, что иногда, когда он отсутствует, нам кажется, что с записью что-то не так.
Сказать по правде, это не так уж и плохо. Не так много стилей полагаются на чистый звук. Музыка — это отражение культуры и эмоций, а они не могут существовать без несовершенств.
Дисторшн, как сама музыка, является отражением человеческого удела, со всей его неидеальной красотой.
Оригинальная статья.- Комментарии