Desi on the Dancefloor: женщины на передовой андерграундных музыкальных сообществ Индии
Документальный фильм Mia Zur-Szpiro, повествующий о женщинах на индийской электронной сцене.
В октябре 2018 режиссер Mia Zur-Szpiro съездила в индию, для того чтобы погрузиться в местную электронную сцену. С Zur-Szpiro связалась промоутер Aneesha Kotwani. Последняя успела посмотреть документальные работы режиссера на тему музыкальных сцен мира и решила предложить Zur-Szpiro сделать то же, но в рамках Индии. Результатом стал фильм Desi on the Dancefloor — документалка, которая повествует о женщинах на патриархальной музыкальной электронной сцене.
Документальный фильм снимался несколько месяцев, и в первую очередь охватывает истории Kotwani и Anu, позволяя взглянуть на первый тур режиссера по Индии. Он содержит интервью других женщин артистов на индийской сцене и затрагивает темы психического здоровья, духовности, преодоления расовых и патриархальных предрассудков, а также того, как музыка влияет на жизни.
Индия в данный момент пытается справиться с разрушительной второй волной вируса. Ее сцена, как и сцены мира в целом, была сильно потрепана пандемией. "Изначально я не была уверена, стоит ли выпускать фильм в такое время, но затем я поняла, что это отличная возможность использовать его для сбора средств на организацию помощи в разрешении индийского кризиса и выложить нечто положительное и чествующее культуру и артистов, работающих в непростые времена", — говорит Zur-Szpiro.
В интервью ниже Zur-Zspiro рассказывает о процессе создания фильма, влиянии пандемии на съемку и индийской сцене, а также делится информацией о том, как можно помочь местным жителям, борющемся в данный момент со второй волной.
Что вдохновило тебя на съемки документального фильма?
Одна из женщин фильма, Aneesha Kotwani, основатель WAVLNGTH, связалась со мной в 2018. Она следила за моей работой по документированию музыкальных сцен мира и связалась со мной, для того чтобы рассказать об индийской сцене. Она также пригласила меня в Индию, для того чтобы я сняла ситуацию там. Я сразу заинтересовалась возможностью быть первой, кто изучит ее и ее работу в качестве промоутера и культурного куратора в центре индийской электронной сцены. Меня крайне заинтриговал и впечатлил факт наличия женщины на передовой создания электронной сцены в Индии, в обществе, которое всегда считалось крайне патриархальным.
До погружения в музыкальную сцену, мне захотелось больше узнать о ней и какого это быть такой женщиной в Индии. Я считаю, что документальный работы всегда быстро начинают фокусироваться на музыкантах, лейблах и вечеринках — блестящих штуках, — но ведь существует большое количество людей создающих музыкальную сцену и являющихся центральной ее часть. Их истории редко фиксируются и рассказываются. Особенно это касается женщин, работающих за сценой. Креативных, стойких и работоспособных. Так что я хотела не только поехать в Индию и узнать о музыке и звуке, но и лучше узнать Aneesha и других женщин, которые беззаветно трудятся просто, для того чтобы сцена вообще могла существовать!
В некотором смысле фильм развился оттуда. Он начинается со знакомства с Aneesha и записи ее истории, а затем и историй других женщин, которых я повстречала, и которые делают великолепные вещи для местной музыки. Из фильма вы поймете, что я фокусировалась в первую очередь на женщинах, которые сделали что-то в широком смысле и которые сфокусированы на сообществе, а не просто на выступлениях. Все эти женщины очень меня вдохновили. Они много боролись, создавали поразительные платформы, оказывали положительное влияние, противостояли нормам и демонстрировали невероятную самоотдачу тому, что делают.
Как долго длились съемки?
Октябрь 2018. Я впервые вылетела с британско-индийским диджеем Anu в тур. Она также очень хотела впервые посетить свою родину. Было честью запечатлять путешествие Anu на родину. Присутствовали эмоциональные моменты и мы стали хорошими друзьями :) Она играла в Мумбае, Бангалоре и Нью-Дели, и нас сопровождала Aneesha, которая руководила туром. У нас было настоящее сестринство. Мы втроем. Особенные.
После отъезда Anu я еще осталась на месяц. Занималась погружением в разные подсцены в Мумбае, Нью-Дели и также в Халфонге в Ассаме. Затем я поехала на месяц домой, так как почти достигла выгорания. Я была в дороге 7 месяцев без перерывов, переезжая из страны в страну, меняя проект за проектом, поэтому чувствовала физическое и психологическое истощение. На самом деле не принято рассказывать о том, как тяжело делать документальный фильм за рубежом, особенно когда занимаешься всем сам, как я. Ты закидываешь себя в чуждую культуру, укореняешься, передвигаешься, таскаешь за собой аппаратуру; языки, которые тебе неизвестны, одиночество, чужие истории и судьбы, креативная режиссура — это много! Все это я люблю, но процесс крайне серьезный. Документалисты жесткие ребята.
Я почувствовала, что мне нужен отдых, и решилась отдохнуть, поправить здоровье и восстановить энергию (что также стало большой частью моего фильма, наравне с женскими высказываниями). Итак, я отправилась на месяц домой, отдохнула, провела время с семьей и друзьями, а затем снова вылетела на новый год. Это было отличным решением! Я вернулась, полная энергии, и провела еще один месяц в разъездах по стране перед тем, как вернуться в Лондон в конце января 2019.
По ряду причин завершить фильм быстро не получалось, но теперь я с невероятной гордостью выкладываю его сейчас. Мне кажется, что он будет актуален всегда. Все, что говорят люди, до сих пор сильно резонирует, так как связано это с их путешествиями, взглядами и вечными темами. Хочу отметить невероятного монтажера Sophie Misrahi, с кем мне безумно понравилось работать, и которая мгновенно поняла мое видение и то, на чем я хотела сделать акцент.
Где именно в Индии снимался документальный фильм?
Я провела много времени в Мумбае, где базируется Aneesha и где происходит куча всего. Главная богемная зона Бандра напомнила мне смесь Тель-Авива и Берлина с местным индийским привкусом. В первую очередь запомнились пара случайных рейвов в Famous Studios — это огромная студия для болливудских фильмов, которую промоутеры, среди которых WAVLNGTH, Drop The Needle, Milkman и Disrupt Aneesh'и, стали использовать для проведения ночных вечеринок. Это были одни из самых запоминающихся ночей. Правильный вайб, крушащий бетонные стены. Мне понравилось ходить по площадкам SOCIAL, расположенным по всей стране, где я также участвовала в мероприятих, проводимых KRUNK в Мумбае, Нью-Дели и Бангалоре. Каждая из них — это задушевное, отлично визуально и социально организованное пространство с разнообразными событиями и местными талантами.
Также я отлично провела время в Дхарави — это огромные трущобы (по сути город) в Мумбае. В Индии серьезное разделение по состоятельности и кастам. Я также хотела захватить музыку оттуда, и у меня получилось это сделать благодаря великолепной молодежной хип-хоп самодеятельности Dharavi Project, руководит которой замечательный Dolly Rateshwar. Еще мне посчастливилось провести семинар и сыграть для детей. Это было очень весело!
Больше всего в поездке мне понравилось ехать через страну, долго лететь и затем еще 8 часов на машине добираться до потрясающих зеленых холмов Ассама, чтобы попасть на Bass Foundation Roots Soundsystem. Они приехали туда на красном грузовике, чтобы устроить рейв с саунд-системой, местными музыкантами и главой сообщества, Daniel Langthasa, посреди гор Хафлонга. Пара, стоящая за BFR Soundsystem, — одни из наиболее вдохновляющих людей, которых я когда-либо встречала. То, как они сплавляют музыку, танец, взгляды и доносят звук регги и даба до деревни, которая никогда их не слышала, срезонировало так впечатляюще и имело такую силу, что теперь останется со мной навсегда.
Как ты думаешь, чем индийская электронная сцена отличается от европейской?
Больше всего мне рассказывали о естественной конкуренции из-за малого размера сцены. Если в одну ночь происходит два события, появляется борьба, так как андерграундная сцена не может дать достаточное количество артистов сразу на два места. Для промоутеров это стресс, так как приходится работать в обход друг-друга. Отсюда жалобы некоторых на отсутствие целостности и сплоченности, возможности получать и оказывать поддержку и сотрудничать. Сцена определенно растет и все больше людей и платформ создают интересное, что будоражит.
Произошел сильный рост количества диджеев и продюсеров женщин. В 2019 году их было заметно меньше. Я продолжаю следить за индийской сценой. С того времени женщины Индии стали чаще выпускать музыку. Лейбл Krunk Kulture поддерживает многих из них, выпуская на своих компиляциях, и это замечательно. У большинства артисток радио-шоу на boxout.fm. Платформы вроде Wild City и shesaidso India также сыграли действенную роль в увеличении числа женщин на сцене посредством воршкопов и создания и обучения коллективов вроде coven code.
Еще я рада, что все звуковое сопровождение к фильму было написано продюсерами женщинами из Индии. Я сразу хотела так поступить, но поначалу это было сложно, а затем в период от съемок до завершения монтажа появилось очень много потрясающей музыки, которую удалось отметить в саундтреке. Оформление принадлежит индийской художнице Varshini Ramakrishnan. Мне понравились ее иллюстрации, поэтому я попросила Varshini нарисовать каждую из женщин, упомянутых в фильме. Рисунки попали в название!
В общем, все как в Европе. Есть большое число промоутеров, продюсеров и подсцен для электронных, хип-хоп, бас и афро звуков. Происходит много всего. Все любят музыку и танцы. Музыка и танец — традиционно важные части индийской культуры. Новые поколения и современные звуки наследуют этот порядок вещей. Тут просто случай взрывного роста сцены!
За последние несколько лет люди, которые посещают клубы в Европе, уже привыкли к тому, что фестивали привозят артистов из Китая и Африки. Этому поспособствовали такие лейблы, как SVBKVLT и Nyege Nyege. Если говорить об артистах из Индии, то их тут пока еще нехватка. Думаешь ли ты, что электронная сцена страны в целом миром упущена?
Вопрос хороший, и я скажу, что да. Мне кажется, там находится огромное количество талантов, не представленных здесь. Не знаю, кроется ли причина в том, что Китай и Африка сумели создать собственные жанры и танцевальные звуки, ведь при прослушивании индийской сцены не возникает ассоциации именно с Индией. Есть техно, дабстеп, бас, много всего. Я бы сказала, что особо выделяется хип-хоп, так как в нем главенствует речь. Так что, я думаю, иногда сценам Соединенного Королевства и Европы необходимо брать в расчет, что когда они, скажем, заполняют у себя категории "зарубежное-звучание" и "экзотика" важно обращать внимание не только на колорит, но и на крутость артистов.
Я думаю, что скоро мы увидим изменения, так как есть люди вроде Aneesha, которые делают потрясающие вещи в целях объединения сцен Индии и Европы/Соединенных Королевств. Еще есть Krunk Kulture, которые действительно стараются выступать от имени местных артистов, и Magnetic Fields, которые являются самым признанным индийским фестивалем в мире, притягивающим внимание людей из далека к местной сцене. На все это, очевидно, влияют ситуация с путешествиями при COVID и наша все возрастающая озабоченность окружающей средой.
Мне кажется, чем больше культурных связей эти промоутеры и лейблы будут налаживать, тем чаще мы будем видеть артистов из Индии по всему свету!
Сразу после съемок фильма на страну беспощадно обрушилась пандемия. Знаешь ли ты как она повлияла на электронную сцену, и какие сложности сцене предстоит преодолеть в ближайшие несколько лет?
Очевидно, что там сейчас душераздирающая ситуация, которая вряд ли куда-то просто так денется. Индийское общество получило удар колоссальной силы. Чувствую, что Aneesha лучше сможет ответить на данный вопрос, так что вот ее слова:
"Думаю, что работать профессиональным музыкантом на независимой, электронной и андерграундной сцене в Индии было всегда непросто, так как ты всегда находишься в тени индустрии коммерческой музыки. Так что, когда ты ищешь поддержку бренда, они в основном обращают внимание на числа, и мы продолжаем наблюдать, как большие игроки получают возможности. Могут играть роль и дружеские связи. Правительство вообще не предлагает поддержки для инициатив, связанных с электронной музыкой (за исключением British Council India, но и ее получить совсем не просто). Так что было сложно и до COVID. Во время пандемии стало совсем тяжко.
Мне кажется, что в ближайшие два года одной из ряда сложностей станет отсутствие возможности артисту из Индии работать в направлении организации международных туров. Хотят этого многие, ведь это карьерное достижение. Еще давление от желания получить хорошее предложение от лейбла на выпуск музыки, ведь они сейчас тонут в почте, поскольку артисты в данный момент активизировались. Когда дело касается независимого выпуска, сказывается отсутствие капитала, появившееся в связи с задолженностями, порожденными пандемией. Создается эффект волны — в итоге нет денег на маркетинг, PR и все, что может понадобиться на продвижение релиза после его создания.
Надеюсь, что промоутеры не утратят видение того, как они хотят проводить вечеринки и не начнут просто зарабатывать деньги в целях возмещения убытков, связанных с потерей времени. Даже я задаюсь вопросом, хочу ли я теперь вообще заниматься мероприятиями, так как пандемия заставила меня думать о работе над проектами, которые способны оказать влияние. Не знаю, готовы ли небольшие компании нанимать, так как пандемия резко понизила прибыль, так что давление оказывается не только на компании, но и на тех, кто хочет в них работать.
Я не могу многого предугадать, лишь пару вещей, которые приходят на ум, так как единственное чему меня научила пандемия, так это то, что надо двигаться постепенно. Я лишь надеюсь, что если мы вложим душу и сердце в работу, то о нас позаботятся, и что-то изменится. Это будет испытание, надо переждать, и нам придется держатся этой надежды."
Думаю, мне всегда нравились в международной сцене сплоченность и уют, которые присутствуют в ней, не смотря на расстояние между участниками. То, как сцены себя преподнесли — будь то совместный сбор денег для людей в беде (как в Индии, например, или Бейруте) или защита прав друг-друга (как в ситуации с палестинским диджеем Sama Abdulhadi) — говорит о сплоченности и мощи, рождаемой в ситуации объединения людей от мира музыки, помнящих, что они сердце андерграунда, и в нем существует необходимость быть вместе, восставать, действовать, рушить границы и распространять любовь.
Как мы можем помочь людям в Индии, попавшим в беду из-за пандемии?
Сначала я не была уверена, стоит ли выпускать фильм в подобное время, но затем пришло понимание, что это замечательная возможность использовать его для сбора средств для организаций, занимающихся разрешением индийского кризиса. И еще выложить нечто позитивное, что восхваляет культуру и артистов оттуда в эти нелегкие времена.
Так что Aneesha создала страницу для пожертвований, которая предназначена для сбора средств для распределения по главным благотворительным организациям. Мы будем благодарны всем, кто сможет в этом поучаствовать. Среди таких организаций Hemkunt Foundation, которые помогают госпиталям посредством поставки кислородных баллонов и создания кислородных центров. Goonj, которые раздают пайки и аптечки всем нуждающимся, и Citta India, которые являются общественной организацией, занимающейся психическим здоровьем и предоставлением бесплатных консультаций для всех заболевших COVID.
Все собранные средства будут направленны на благотворительность. Важны даже небольшие пожертвования. Также, пожалуйста, по мере возможности поддерживайте музыкантов из Индии! Слушайте их музыку на стриминге и покупайте. Зацените все компиляции Krunk Kulture, артистов, которых можно найти на boxout.fm и на сайте Wild City.
- Комментарии