"Как музыка стала свободной". Рецензия от Лестера
Журналист Антон Лемесев, автор популярного подкаста "Лестер" и радиошоу "Музыкальное Бюро" на станции "Говорит Москва", прочитал книгу Стивена Уитта и написал для нас отзыв об этом уже культовом произведении.
Журналистика всё ещё может быть интересной. И жанр расследования всё ещё жив. Это всецело доказывает книга Стивена Уитта «Как музыка стала свободной». Представленные в ней факты если не шокируют вас, то уж точно заставят почесать затылок и воскликнуть: «Так вот оно как все было!». А если проще – то в этой книге последовательно рассказывается, как наши жёсткие диски оказались под завязку забитыми пиратскими mp3 файлами. Стиль изложения материала доставляет большое удовольствие. Это не сухое чтение из разряда псевдонаучных книг с высоколобым взглядом на вещи. Фабулу книги можно изложить в духе описания к триллеру на «Кинопоиске»:
«В 80-е годы компания немецких ученых запирается в лаборатории и с помощью заумных формул пытается сжать музыкальный файл в 12 раз. Они терпят неудачу за неудачей в попытках внедрить свою технологию на рынок. В это время подрастает мужчина, благодаря которому в 90-е и 00-е в сеть попали альбомы Эминема, Тупака и Джей Зи. Две истории переплетаются воедино…»
Стивен Уитт очень правильным образом выстроил свое расследование. Главы идут не подряд, а чередуются. Таким образом, читатель постепенно знакомится и с историей изобретателя самого популярного музыкального формата Карлхайца Бранденбурга, и с жизненным путём Делла – как выразился автор книги, «нулевым пациентом пиратства». И как только ты складываешь в голове все эти события, то происходит мощный эффект синергии. Окинув взглядом содержимое своего компьютера, ты осознаёшь: возможно, вот эту самую пластинку, которую я стянул вчера с Рутрекера, изначально залил в сеть герой этой книги. Уау. И таких мест в книге предостаточно.
Более того, Уитт не зарывается в эпоху mp3. Можно сказать, он подводит под ней черту. Выводы, сделанные в книге, лишний раз сообщают нам: эпохе физического хранения данных приходит конец. Разрастаются облака данных в интернете, куда быстрыми темпами перетекает вся созданная человеком информация; отмирают флэшки и теряют силу крупные сообщества пиратов.
Настанет тот день, когда мы будет смотреть на наши коллекции музыки – на дисках или на стопке винчестеров – как на жуткий атавизм. Так считает Уитт. Однако автор не берёт в расчёт некоторые статистические данные. Например, растут продажи винила, снова обретают популярность издания музыки на кассетах. Но, с другой стороны, книга полностью оправдывает своё название, и она не страдает даже от локального ожирения. Сконструированная в ней многогранная история, в конечном счёте, приходит к финалу достойного выдающегося романа. И чтобы не прослыть любителем спойлеров, я предлагаю вам всего лишь открыть первую страницу «Как музыка стала свободной». Полагаю, что ваше любопытство очень быстро доведёт вас до конца этого по-настоящему захватывающего расследования.
А. Лемесев, Бюро "Лестер"
- Комментарии