Про истоки синтеза
Одно из самых популярных орудий в арсенале любого музыкального продюсера – синтезатор. Сейчас нам уже тяжело представить эти инструменты чем-то пробивным и по-настоящему новым, но когда-то синтезатор был настоящей сенсацией, состоящей из инноваций самого разного рода.
Не так уж и легко определить, какой синтезатор появился первым в мире. Некоторые указывают на «Терменвокс» и «Ondes Martenot», которые были выпущены в 1928 году. В основе их устройства лежали радиотехнологии того времени, из них же и черпали свое вдохновение создатели. Инструменты были очень разными по своей сути: Ondes Martenot специально был спроектирован так, чтобы звучать как виолончель, а Терменвокс обладал совершенно неповторимым характером, не в последнюю очередь благодаря уникальному способу извлечения звука.
Однако ни один инструмент не мог существенно модифицировать производимый ими звук. Из-за этого некоторые спорят, что отсутствие возможности программирования означает, что эти инструменты — это просто музыкальные инструменты, а не синтезаторы вовсе. Но если углубиться в такую точку зрения, то сначала стоит рассмотреть, не являются ли фактически трубы и паровые органы синтезаторами, пусть и механическими, а не электрическими.
Вопрос о том, что именно определяется под словом “синтезатор”, может быть несколько научным. Однако он выдвигает на первый план фундаментальный вопрос о синтезе звука: состоит ли его цель в том, чтобы подражать звуку реальных акустических инструментов, или в том, чтобы генерировать чисто синтетические звуки, которые не мог бы создать ни один акустический инструмент? Ответ на этот вопрос заключается в том, что синтез звука может сочетать в себе и то и другое одновременно. Тем не менее, именно стремление создавать реалистичные эмуляции акустических инструментов привело к большому прогрессу в области синтеза звука, и в течение долгого времени способность генерировать уникальные синтетические звуки была лишь приятным побочным эффектом данной технологии.
Серьезные исследования и разработки в области синтеза звука начались только в 1950-х годах, когда полупроводниковые технологии начали заменять громоздкие и дорогие схемы на основе вакуумных ламп первой половины 20го века. Компактные, недорогие, потребляющие мало энергии, такие компоненты открыли возможности для создания новых типов электрических схем. Исследователи в области звука поняли, что такие схемы могут быть объединены друг с другом для создания практичного и контролируемого метода синтеза звука: субтрактивного синтеза.
Ранние синтезаторы были монофоническими, то есть они обладали только одним голосом, а поэтому могли воспроизводить только одну ноту за раз. Когда впервые появились полифонические синтезаторы, они зачастую были чрезвычайно дорогими. Это было обосновано тем, что для создания, например, устройства с четырьмя голосами требовалось в четыре раза больше компонентов, чем в монофоническом инструменте.
Конечно, самым большим преимуществом полифонических синтезаторов была и остается способность играть аккорды, но у них также была и другая особенность, а именно режим унисон. С его помощью все голоса собирались в монофонический режим и воспроизводились одновременно, сохраняя при этом возможность детюна каждого голоса. Такой режим позволял играть на инструменте так же, как на моно-синтезаторе, но его звук становился намного более богатым и, как теперь принято говорить, жирным.
Control voltage and gate
В наши дни, когда все контроллеры, синтезаторы и секвенсоры успешно связаны друг с другом по протоколам MIDI и USB, легко забыть, что у ранних синтезаторов не было таких цифровых систем управления. Вместо этого проигрывание ноты на клавиатуре создавало электрический сигнал, называемый управляющим напряжением (Control Voltage или CV), а напряжение этого сигнала определяло частоту, которую будет генерировать осциллятор. Аналогичным образом напряжение использовалось для запуска и остановки сигнала в синтезаторе, то есть такой системы (Gate), в которой он регистрирует информацию о включении и выключении ноты.С системой CV/Gate было полно проблем. Во-первых, у каждого производителя была своя собственная реализация этой технологии, поэтому объединение различных устройств между собой было непростым занятием, если вообще не невозможным. Но что более важно, природа аналоговой электрической схемы означала, что на реакцию синтезатора на сигналы CV могут влиять условия окружающей среды — температура, влажность и т.д. — что приводило к нестабильной настройке и непредсказуемым реакциям фильтров и огибающих. Теперь неудивительно, что протокол MIDI стал настолько повсеместным.
Оригинальная статья.
- Комментарии
Загрузка комментариев...