SHIMA: Полная автономия во всем
Насколько важно иметь творческий контроль над своей музыкой? Для японо-американской певицы, продюсера и инженера Тины Джонсон, aka SHIMA, это стоит того, чтобы отказаться от многообещающей поп-карьеры и начать все с нуля. В наши дни SHIMA владеет всеми этапами создания ярких и современных синти-поп-релизов: от написания и записи до продюсирования, микширования и мастеринга. Но так было не всегда — в 14 лет она попала в поле зрения японского развлекательного конгломерата Avex, когда они отправили представителя в ее международную школу в Токио, чтобы найти двуязычный талант для нового проекта девичьей группы. Такая возможность подростку, мечтающему о славе, вполне может показаться золотым билетом, но для SHIMA это был лишь первый шаг на пути к полной творческой автономии.
"Я не стремилась к этому", — объясняет Джонсон, сидя в домашней студии в Лос-Анджелесе. — "Первые несколько лет я участвовала в программе обучения, где просто брала уроки пения и танцев каждые выходные. В тот момент я даже не подозревала, что конечной целью было попадание в девичью группу".
Когда ей исполнилось 16 лет, ее взяли в FAKY — группу из пяти человек. Она стала ее постоянной работой, с 30-часовыми рабочими неделями в дополнение ко всем обычным занятиям и домашним заданиям, свойственным ученице средней школы. Нагрузка была высокой, и ей быстро пришлось научиться справляться со стрессом. На самом деле, помимо технических певческих и танцевальных способностей, которые она получила в ходе обучения, главными уроками, которые она вынесла из своего пребывания в группе, были дисциплина и трудовая этика. "Простые вещи”, — говорит SHIMA, — “например, приходить на десять минут раньше всех. Одеваться соответствующим образом на деловые встречи, всегда быть презентабельной, профессиональной и приходить вовремя".
Хотя она благодарна за опыт, мир поп-музыки может оказаться непростой средой для молодого исполнителя с расцветающим интересом к написанию собственной музыки. В частном порядке SHIMA уже делала биты на ноутбуке, вдохновляясь такими исполнителями, как Flying Lotus и Crystal Castles, но "очевидно", говорит она, что в музыке FAKY нельзя было "было вложиться в ритм, попродюсировать или что-то еще".
"Как правило, в большинстве J-Pop или K-Pop групп, если только вы не являетесь знаменитостью уровня BTS, вы не отвечаете ни за что в творческом плане", — говорит Джонсон. Она начала расстраиваться из-за отсутствия влияния на творчество группы, а разрыв между ее работой с FAKY и независимой музыкальной практикой, которую она культивировала, казался ей слишком большим, чтобы преодолеть его. "Я не воспринимала себя всерьез, никому не показывала и не рассказывала об этом, потому что, честно говоря, в тот момент я думала, что надо мной просто посмеются".
Смена курса
Когда приближался сезон подачи документов в колледж, Джонсон решила, что если она собирается остаться в музыке, то это надо делать на своих условиях. Это означало, что она оставит Avex и FAKY и переедет в США, чтобы изучать музыкальную инженерию в Университете Майами. Курс включал в себя занятия по программированию, физике, электронике и теории схем, и SHAMI признает, что в некоторых аспектах он был немного глубже, чем ей изначально хотелось. Вместо того чтобы учиться создавать музыку, она вдруг решила научиться разрабатывать инструменты, которые используют создатели музыки. Сначала я думала: "Зачем нам это нужно? Я просто хочу быть продюсером. Я не хочу быть разработчиком программного обеспечения — или, например, механиком".
Но чем больше она узнавала, тем больше ей нравилось работать под капотом. "У меня такой характер, что если что-то кажется сложным, я хочу это сделать", — объясняет она. Кроме того, стабильность и начальная зарплата в карьере программиста тоже были привлекательны. На последнем курсе колледжа она устроилась на стажировку в отдел машинного обучения платформы для создания музыки Splice. После окончания колледжа она устроилась на работу с 9 до 5 в качестве разработчика в компанию Output, специализирующуюся на программных инструментах.
Джонсон продолжала в свободное время тихонько заниматься музыкой, пока не освоилась в новой карьере. Так продолжалось 10 лет, вплоть до момента знакомства с человек, который захотел заняться ее творчеством. В этот раз он узнал о SHAMI благодаря музыке, которую она самостоятельно выложила на Spotify, — результат, по ее словам, стал приятным сюрпризом, учитывая, что на то время у ее треков было менее тысячи прослушиваний.
"Он сказал, что я могу стать настоящим артистом, и я давно хотела услышать что-то подобное о музыке, которую я создала и выпустила. Этого было достаточно, чтобы решить бросить работу в сфере программного обеспечения и заняться музыкой на полную ставку".
Переход в DIY
Начав все сначала, Джонсон столкнулась с множеством новых проблем. Ее новое руководство было гораздо более свободным, чем то, с которым она сталкивалась в Avex. "Это был переход от полной корпоративной машины с командой из 30 человек, состоящей из пиарщиков, маркетологов и пяти менеджеров, к тому, что я сижу в своей спальне с ноутбуком и буквально все делаю сама". Помимо написания, записи, продюсирования, микширования и мастеринга музыки, SHAMI изучала Photoshop, Illustrator и Premiere Pro. Она разработала собственный логотип, нашла людей, которые сделали бы ей обложки, и самостоятельно определяла даты релизов: "У меня была полная автономия во всем".
Этот период творческой свободы также помог ей отточить музыкальную эстетику и выработать из широкого спектра предпочтений собственное звучание. "Когда я только начинала продюсировать, я не знала, какой жанр или стиль должен быть основным. Поэтому я делала все подряд. Каждый раз, когда я начинал новый проект, он был абсолютно пустым. Но теперь, когда я экспериментирую с разными жанрами, от поп-музыки до хип-хопа, от хауса до бас-музыки, я начинаю оттачивать свое мастерство".
Не песня о любви
Музыка SHIMA веселая, жизнерадостная и красочная, а ее релизы излучают уверенность артиста, которого поглотил безжалостный корпоративный мир и который как-то выкарабкался. В тематическом плане есть только одно правило, которому она следует, когда пишет музыку: никаких песен о любви, романтике или расставаниях.
"Мне кажется, что 99,9% песен именно такие", — сетует она. — "Думаю, что в мире достаточно песен о любви и расставании. Поэтому я так себя ограничили, но на самом деле писать музыку, которая не повествует о любыи или расставании, довольно сложно. Что же остается? Многие песни в стиле хип-хоп и рэп очень политические. О социальных изменениях или социальной справедливости. А еще есть песни о дружбе и мотивации. Это звучит очень пошловато, но я стараюсь, чтобы они были осмысленными или полезными людям".
Чтобы делать это эффективно, она должна быть уверена, что ее песни понятны. Тексты непринужденно переходят с английского на японский с легкостью, которая подчеркивает ее двуязычное воспитание. "У меня есть один родитель, который в основном говорит только по-японски, и один родитель, который в основном говорит только по-английски. Так что большая часть моей идентичности как личности заключается в том, что я наполовину японка, одновременно японка и американка. Если я хочу, чтобы мои друзья и семья понимали мое творчество, я должна делать его на двух языках".
Контент-криэйтор
Еще одна область работы, которую SHIMA старается сделать доступной как для японской, так и для англоговорящей аудитории, — это контент в соцсетях. Она признается, что поначалу была удивлена тем, насколько для работы важны подобные платформы. "Я думаю, что многие артисты до сих пор не понимают, что в наше время, если хотите добиться успеха в музыке, вы должны обладать навыками работы в социальных сетях".
Присутствие SHIMA в интернете решительно не допускает закрытия дверей. В перерывах между анонсами релизов и клипами выступлений Push она использует свои социальные платформы, чтобы делиться знаниями в виде легко усваиваемых и увлекательных советов по продакшну. Она стремится к тому, чтобы все было как можно проще и понятнее. "Я хочу привлечь внимание молодых женщин, которые хотят заняться продюсированием, но, возможно, их это пугает. Потому что именно такой я была, когда только начинала заниматься продюсированием: я была настолько запугана, что не хотела никому показывать свою работу. Поэтому я думаю, что если я сделаю маленькое видео, покажу его людям, и буду на нем выглядеть уверенно, то смогу вдохновить больше молодых людей заняться этим".
Конечно, чтобы создать иллюзию простоты, требуется много доработок. "Я делаю так, чтобы все выглядело просто и легко ради видео, но в нем нет информации о двух часах, когда я смотрю на пустой проект и думаю: "Я понятия не имею, как это начать", ни типичных вещей вроде яростного пролистывания сэмплов в поисках нужной трели, точной настройки, часов микширования..."
Если учесть видеомонтаж, то на создание минутного клипа может уйти целый день, но она настаивает, что оно того стоит. Конечно, помимо чистой радости от того, что она делится своими знаниями, есть и плюсы — иногда ей присылают бесплатные плагины и оборудование, чтобы она попробовала их в деле ("это своего рода влияние"), но для нее это еще и способ зарекомендовать себя как серьезного игрока в индустрии.
"Многие люди думают, что у тебя должен быть парень или кто-то, кто на самом деле делает это для тебя", — говорит она. — "Я понимаю, что как продюсер, и особенно как женщина-продюсер, если люди не видят, как ты это делаешь, они не поверят, что ты это делаешь. Но если я физически нахожусь перед людьми, на экранах их телефонов и компьютеров, и они видят, как я это делаю, то у них складывается представление обо мне как о продюсере".
Еще одно преимущество съемок видео — это стимул держать проекты в порядке. "Именно это заставило меня начать выделять цветами, давать названия трекам и группировать все по смыслу", — говорит SHIMA. Теперь для нее это стандартная практика, и так гораздо проще начать работу над чем-то новым. "У меня много собственных рэков и пресетов для различных синтезаторных плагинов и тому подобного".
Советы SHIMA по продакшну
Она призывает всех, кто пытается выработать свой собственный стиль, делать то же самое. "Всегда сохраняйте барабанные рэки, всегда сохраняйте рэки эффектов, всегда сохраняйте пресеты. Даже если вы используете стоковый пресет, но немного его подправляете, сохраняйте его. Так вы начнете создавать свой собственный звук и станете узнаваемым".
Еще один важный совет, особенно для тех, кто работает над музыкой дома или в не самых лучших акустических условиях, — использовать SoundID от Sonarworks для тестирования музыки по эталонному треку. "У меня нет специального оборудования, и моя комната почти не имеет акустической обработки, но с его помощью вы можете проверить частотную характеристику, то есть вы можете тестировать не только ушами, но и визуально".
По ее словам, чтобы найти вдохновение или преодолеть творческий кризис, лучше всего не забывать слушать чужую музыку. "Просто включите случайный плейлист или спросите друзей, что они слушают в данный момент. Вам понадобится пять минут, чтобы снова вдохновиться. Войдите в чужой звук и тем самым вдохновляйтесь".
Скачать вокальные лупы и рэки эффектов для Live 11 от SHIMA.
Следите за SHIMA в Instagram, YouTube и TikTok.
Фотографии для статьи: Sam Lee.- Комментарии