10 драм-машин, изменивших историю музыки
Невероятные истории 10 устройств, которые сильно расширили диапазон возможностей музыкантов.
Музыка всегда следовала за развитием технологий, и хотя генерация ритма может показаться чем-то простым, разнообразные драм-машины положили начало целым музыкальным жанрам и позволили создать бесчисленное количество классических произведений, известных и по сей день.
Сегодня попробуем выделить 10 знаковых машин, рассказать их историю и отдать им должное за музыку, появившуюся благодаря им.
LinnDrum от Linn Electronics
Невозможно переоценить влияние, которое оказали на современную музыку оригинальный Linn LM-1 1980 года и его модификация 1982 года LinnDrum. На них были установлены простые синтезаторные схемы для "воссоздания" (грубой имитации) звука барабанной установки. Будем честными, своей цели они не достигли.
Не поймите неправильно, классические драм-машины сами по себе звучат потрясно, вне зависимости от объекта имитации. Они определяют ритмы, структуры и саму механическую суть электронной музыки, но нельзя сказать, что какая-либо драм-машина до Linn когда-либо действительно звучала как ударная установка.
Именно поэтому на протяжении многих лет после их изобретения электронные барабаны использовались исключительно для "электронной музыки", как бы в стороне от "настоящей" музыки, которая по-прежнему с гордостью боролась за то, чтобы подключать микрофон к старому доброму инструменту и искать кого-то достаточно опытного, трезвого и надежного, чтобы тот появлялся ночь за ночью и бил по ударной установке так ровно, как только возможно.
Таким образом, LinnDrum, по сути, "перезагрузила" музыку. Она объединила легко программируемое тикающее сердце с экспертной подборкой хорошо записанных реальных звуков барабанов, переданных с помощью совершенно новой магии цифрового сэмплирования. LinnDrum впервые передала реальные звуки в руки не барабанщиков, освободив “не-группы” и (осмелимся сказать) “не-музыкантов”, чтобы те могли, наконец, создавать великую, определяющую эпоху музыку.
Хотите послушать ее во всей красе? Главный альбом Linn — Dare группы The Human League и альбом ремиксов на него Love and Dancing. Насладитесь самым высокотехнологичным звучанием в мире (примерно 1982 года), весомая часть которого Linn.
Хотя в LinnDrum можно было менять местами EEPROM’ы с "одним звуком на чип" — и существовала целая индустрия, построенная на чипа-расширениях, — большинство пользователей выбирало превосходные заводские звуки.
Возможность повышать и понижать высоту звука (а также изменять громкость и уровень панорамирования) давала пользователям определенную гибкость (наиболее известным был фирменный звук римшота Prince, который можно услышать в Let's Go Crazy и When Does Cry). Невероятно осознавать, что сотни (если не тысячи) хитовых записей используют точно такие же щелкающие, четкие и все еще актуальные ударные, снэр, хай-хэты, томы, тарелки, ковбелл и хлопки, которые записал и оцифровал Роджер Линн.
Так что в следующий раз, когда вы застрянете в поисках звуков ударных, просто положитесь на Linn. Именно так все поступали в 80-х.
TR-727 от Roland
Да, мы пропустим цифровую Roland TR-707 — ритм, который использовали поп-звезды начала 90-х годов (и который звучит в каждом треке Erasure, Need You Tonight группы INXS и бесчисленном количестве треков в стиле чикаго-хаус), и обратимся к его малоизвестному латиноамериканскому двойнику...
727, возможно, самая невоспетая героиня танцевальной музыки. Она украсила 100% электронные треки конца 80-х и начала 90-х своими хрупкими, нереальными особенностями латиноамериканской перкуссии. Бонго, конга, агого, тимбала и даже цифровое дерево колокольчиков — здесь есть все.
Основанная на модели 707 и имеющая те же органы управления, корпус и экран, она была задумана как идеальный цифровой партнер своей сестре, только с причудливым набором звуков. Звуки должны были программироваться отдельно, а затем синхронизироваться через надежный разъем DIN Sync или совершенно новые возможности MIDI.
И хотя были те, кто использовал ее как задумано в связке с 707, его резкие, ненастоящие "латиноамериканские" звуки и возможности, которые позволяли их крайне необычно запрограммировать, вместо этого положили начало эре экспериментов. Их можно услышать у Dr Rhythm и Fairlight, а также в бесчисленных поп- и хаус-кроссовер хитах.
Впервые 727 попала в центр внимания благодаря классической композиции Jack The Groove группы Raze, в которой 727 была объединена с аналоговым предшественником (и очень любимым, но недооцененным) Roland TR-606. Когда в 1986 году, на 48-й секунде, прозвучал звук 727, это стало вторым дыханием танцевальной музыки.
Прочувствуйте невероятную автоматизацию тембров на 2:26 и тикание, низ и верх колокольчиков агого, которые на долгие годы стали символом "улицы". Кто-нибудь вообще знал об агого до появления 727?
Тем временем, его грохочущие конги и бонго работали на пределе, пытаясь превратить поп-музыку в танцевальную (Round & Round группы New Order и Victim of Love группы Erasure).
Ищете тот безошибочно узнаваемый ретро-звук? Хорошие новости. Модель 727 возрождена в расширениях для современного TR-8 от Roland, а ее звуки встроены в TR-8S. Поклонники ПО могут найти плагины TR-707 и TR-727 на Roland Cloud.
Movement Systems Drum Computer
До Linn была Movement. Movement Systems Drum Computer — очень специализированная предшественница более простой, доступной, лучше звучащей и мощной Linn. Первая машина, которая действительно объединяла гибкое программирование на основе паттернов с искусственными звуками барабанов.
Ее основное внимание было сосредоточено на программировании. Она радовала пользователя полной QWERTY-клавиатурой для ввода инструкций и требовала отдельного монитора, чтобы видеть, что происходит. Она опередила время, так как могла предложить не только аналоговые синтезированные тона (как ее современници из Roland), но и первые 8-битные оцифрованные барабаны.
Однако цифровые звуки, хотя и были реалистичными, не обладали должными звуковыми характеристиками, поэтому уступали аналоговым. Последние чаще затмевали первые в миксе, что ставило Movement в необычное положение. У нее был интересный набор звуков, которым не очень хотелось пользоваться.
Вскоре она стала базовым оборудованием в очень дорогих лондонских студиях начала 80-х годов, и таки образом появился во многих высокотехнологичных хитах того времени (Kajagoogoo, Japan и The Thompson Twins).
Наиболее заметно она проявила себя у пионера синтезаторов Томаса Долби в таких треках, как Windpower и One of Our Submarines. Ее также можно услышать у Eurythmics в Love Is A Stranger и Sweet Dreams.
Movement One вскоре породил Movement Two со встроенным монитором, что значительно увеличило ее размер и вес. Еще появилась броская оранжевая окраска.
К сожалению, обе Movement были настолько ненадежными, что для концертов и выступлений на телевидении их обычно предварительно записывали на катушечную пленку, которую впоследствии и использовали вместо машин.
DMX от Oberheim
DMX от Oberheim постоянно дышала в затылок Linn LM-1 1980 года. Она стала примером того, как гигант синтезаторостроения играет в догонялки, вступая на новую территорию, в обход собственных технологий, для того чтобы создать "клон" Linn.
У DMX даже были преимущества. Во-первых, в ней 24 звука (у Linn — 12), записанных в 8 битах (как и на Linn), но улучшенных до 12 бит, что позволило добиться более воздушного, объемного и реалистичного звучания. Сами звуки были подобраны хорошо и также не уступали LinnDrum, а некоторые (в частности clap) стали классикой хип-хопа.
Кроме того, это была часть семейства синтезаторов Oberheim, выпущенных вместе с секвенсором DSX. Каждое устройство семейства для синхронизации использовало фирменную систему Oberheim. В то время как Linn всегда слыла одиночкой и печально известной ворчунььей без возможности синхронизации, синтезаторы DMX, DSX и OB-8 были мечтой музыкального продюсера, способной без проблем интегрироваться в сетап.
Был даже Oberheim Prommer, суперпростой (по сегодняшним меркам) сэмплер, который мог создавать микросхемы EEPROM для DMX — что-то вроде расширений Linn. С этого момента пользователи получили возможность дополнить драм-машину собственными сэмплами.
Хотя DMX стоила дорого (2500 фунтов стерлингов на запуске), она быстро нашла своих поклонников. Ее самым ярким выступлением стала пулеметная-очередь ударных в песне Blue Monday группы New Order.
Она также отвечает за ритм в песнях Pet Shop Boys "West End Girls", Мадонны "Holiday" и "Into The Groove" и — в силу того, что она отлично работает в паре с секвенсором DSX, которым Джимми Джем учился пользоваться в то время (Джем был большим поклонником Oberheim и до сих пор использует OB-8) — задаунпитченная появляется в The Human League "Human".
Linn 9000
Еще раз упомянем Роджера Линна и его устройства, в частности драм-машину Linn 9000 — продукт, хоть и не такой революционный, но все же заслуживающий большего признания, чем он получил за время своего пребывания на вершине.
Она подарила пользователям 18 новых превосходных звуков ударных (записанных с повышенной точностью уже сразу в 12 бит) и инновационные функции, такие как чувствительные к нажатию пэды, shuffle/swing и repeat. Эти функции впоследствии стали основой любимой и долгоиграющей линейки Akai MPC, о которой чуть позже.
Особенностью 9000-й модели было применение технологии секвенсирования и квантизации Linn. Благодаря широкому распространению MIDI в 1984 году такие клавишные инструменты, как Yamaha DX7, Sequential Circuits Prophet 600 и Roland Juno-106, могли "разговаривать друг с другом", и первые MIDI-секвенсоры — цифровые рекордеры, такие как Roland MSQ-7000, которые записывали MIDI, а не звук — могли этим пользоваться.
Так Linn 9000 совмещал в себе первоклассные цифровые ударные (от создателей самой любимой в мире цифровой драм-машины) и простым в использвании секвенсор/рекордер с огромным диапазоном на 7000 нот, возможностями лупинга и даже дискетами-расширениями, на которых можно было хранить треки. Наконец-то появилась цифровая коробка, на которой можно было создать трек от начала и до конца.
Чаще всего 9000 использовали Stock, Aitken, Waterman. Онииспользовали не только секвенсор, но и ритм звуки (в особенности томы, конги и каубеллы) при работе над сотнями хитов (напирмер, Say I'm Your Number One для Princess и Never Gonna Give You Up и Together Forever для Rick Astley).
Кроме того, с добавлением карты для сэмплирования (выпущенной после запуска) пользователи наконец-то получили возможность загружать собственные звуки в память и сохранять их на дискете, что стало откровением в эпоху, когда все еще доминировал Fairlight за £20 000+.
9000 не была дешевой. При стартовой цене в £4500 за базовую версию в 1984 году вход в мир 9000 был доступен только профессионалам, и это не довало ей сильно распространиться. Спад ее популярности начался с появлением более дешевых и мощных секвенсоров на компьютерах Atari ST (на многих из них работал предшественник Cubase Pro-24 от Steinberg).
TR-808 от Roland
В Интернете можно найти столько же од Roland TR-808, сколько и превосходных записей, в которых она использовалась, поэтому будем кратки. 808-я — это музыкальное откровение в трех актах.
Во-первых, она славится четкостью ритма. До появления драм-машин (и 808 в частности) музыка менялась не столько из-за желания, сколько из-за сложности найти подходящего барабанщика. Теперь же ритм стал четким и жестким как скала, и аудитория смогла наконец-то по-настоящему погрузиться в музыку, свободную от околдовывающего несовершенства. После стольких лет тренировок барабанщики, учившиеся играть максимально четко насколько это только возможно, наконец-то смогли передать свои обязанности машинам.
Во-вторых, ей было относительно просто пользоваться. 808-я дала жизнь тому, что в последующем получило название "TR recording" и даже сегодня присутствует на высококлассном оборудовании Roland.
Вот она основа популярной музыки — прямо перед вами. Четыре такта с битами между. Только и ждут, когда вы используете их...
Барабанщики были в ужасе от такого упрощения, но музыканты новой школы были в восторге. Четыре кика, два снейра и хай-хэты. Том тут и там. Тамбурин... Каубелл? Готово.
И наконец, звуки — на 808 они чудо как хороши. Создатели хотели сделать большой шаг вперед, обогнать существующие полупрограммируемые ритм-боксы для домашнего органа (см. Korg KR-55). 808 был большим, плоским, тяжелым ящиком, ведь в него были встроены аналоговые схемы для синтеза звука.
На ней были настраиваемые томы, регуляторы "Decay" для кика, тарелок и открытого хэта, регулятор "Tone" (комбинация регулировки высоты тона и тембра) для кика, снейр и цимбала плюс интригующий регулятор "Snappy" для снейра, который "подтягивал" или "ослаблял" его таким образом, что он звучал великолепно.
Звуки, конечно же, стали классикой на все времена, а супернизкий кик используется и по сей день. И хотя трек из 808 было легко распознать, возможности редактирования позволяли сделать практически каждый трек на базе драм-машины уникальным. Очень удобно... И все это перед лицом апокалипсиса цифровых машин для создания ритма. Крах был не за горами.
Таким образом, 808-я стала одновременно триумфом — с избытком высококачественных теплых, глубоких, редактируемых аналоговых звуков — и провалом, поскольку, в очередной раз, звучала совсем не как настоящие барабаны. Особенно если попытаться сравнить ее с выпущенной в 1980 году полностью цифровой Linn LM-1.
В то время было несколько исполнителей, создававших на 808 хиты (см. "Sexual Healing" Марвина Гэя или "Just Be Good To Me" группы SOS Band). Настоящий "бум" 808 произошел много лет спустя, когда цифровые ударные стали модными, а 808-е стали еще более доступными.
Итак... Newcleus "Jam On It" (1984)... Loose Ends "Hangin On A String" (1985)... LL Cool J "Rock The Bells" (1985)... Beastie Boys "Brass Monkey" (1986)... New Kids On The Block "Please Don't Go Girl" (1986)... I Wanna Dance With Somebody Уитни Хьюстон (1986)... Me So Horny группы 2 Live Crew (1989)... Lose Control Мисси Эллиот (2005)... Бесчисленное множество треков вплоть до Heartless Канье Уэста (2008) и далее.
Реалистичен ли каубелл? Нет. Зато он звучит, как что-то из будущего...
TR-909 от Roland
Какие уроки извлекла компания Roland три года спустя, когда 808-я была в серьезной опасности перед лицом Linn? Ответ: практически никаких.
Невероятно, но 909-я — это еще одна аналоговая драм-машина, демонстрирующая веру компании в схемы синтеза, опыт работы с ними и их вклад в будущее музыки. Просто выпускать клон цифровой ударной установке — со всеми ограничениями возможностей редактирования и звука — было просто не в стиле Roland.
Итак, пользователям снова были продемонстрированы высококачественные аналоговые звуки, которые можно было настраивать и "нанизывать" на всевозможные формы, докручивать звучание 808-го, тем самым прекрасно дополняя его.
Однако команда Roland все же решилась добавить несколько цифровых элементов: сэмплы тарелок (одно из слабых мест 808-го) и хай-хэты. Тем не менее включение сэмплов сделало 909-ю модель удивительным "гибридом". Растерянная аудитория, надеявшаяся на доступный Linn, задавалась вопросом: "Если можно записывать цифровые сэмплы, почему не добавить их еще?"
909 сначала стоила дорого (995 фунтов стерлингов). Стала культовой она также, как и 808-я, — повлиял подъем интереса к подобной технике и уменьшения стоимости.
909-я лежала на полках, продавцы начали уценку. Параллельно с этим новые продюсеры искали возможность приобрести что-то для создания музыки. Так 909-я стала основным инструментом новой породы продюсеров, появившихся в городах США, таких, как Чикаго и Детройт... А остальное - история.
Послушайте 909-ю на максимуме в классических хаус-треках, таких, как Inner City Big Fun, Farley Jackmaster Funk Love Can't Turn Around и Ralphi Rosario U Used To Hold Me. Или на определяющих жанр британских бэнгерах, таких, как Pacific State от 808 State, Insanity от Oceanic и Chime от Orbital. Нет 909? Вечеринка отменяется. Ритм живет, порождая такие поп-хиты, как Express Yourself Мадонны и Electric Youth Дебби Гибсон в 90-х.
И хотя Roland заслуженно гордятся машиной и по сей день, на самом деле она была заменена полностью цифровой 707-й в 1984 году. Всего через год после выпуска.
SP-12 от E-MU
О запутанной истории сэмплеров можно рассказывать бесконечно, но пока просто знайте, что именно Emulator (в версиях I и II) затолкнула сэмплирование в мейнстрим, перебив стоимость дорогой Fairlight и предоставив не меньшее качество звучания.
Тем не менее Emulator II дешевой назвать было сложно. В 1984 году надо было заплатить 7500 фунтов стерлингов за 17 секунд времени сэмплирования, так что она все еще существовала строга для профессионалов, но поскольку конкуренты предлагали все более дешевые модели, E-MU решили снизить цену, выпустив в 1985 году собственный SP-12 (хотя она все еще не была дешевой — 2675 фунтов стерлингов).
SP-12 была чем-то большим, чем простая замена Drumulator (клон Linn). В дополнение к 24 цифровым звукам ударных, SP-12 предлагала 12-битное сэмплирование в стиле E-II еще восьми звуков. Правда их надо было умудриться втиснуть в 1,2 секунды памяти...
В силу того, что SP-12 была встроена в битбокс (а время сэмплирования исключало ее использование для чего-либо еще), она стала основным инструментом топовых битмейкеров. Теперь новые, большие, свежие, грубые биты — сэмплы из рока и поп-музыки — можно было секвенсировать, смешивать музыку со скретчингом и рэпом, отбросив фантастический, нарядный футуризм ранних электро-работ, таких как Planet Rock Afrika Bambaataa, и создавать настоящую новую музыку с улиц.
Да, SP-12 сыграла важную роль в развитии хип-хопа.
Любимая такими группами, как Run DMC, Ice Cube, Beastie Boys и многими другими, SP-12 объединила рок и рэп и вывела результат на глобальный рынок. А с расширением "Turbo", выпущенным специально для новых поклонников, SP-12 научилась сэмплировать 5 секунд музыки.
KR-55 от Korg
В основном почему-то вспоминают о Roland, хотя в конце 70-х и начале 80-х годов их конкурент Korg выпускал гораздо больше драм-машин. Бесконечно переделывались серии пресетных "MiniPops", добавлялось больше звуков, больше паттернов, и все они были просто великолепны. Захватывался растущий... эээ... рынок домашних органов...
MiniPops от Korg (35... 45... 120...) были простыми аналоговыми барабанными установками, специально созданными для того, чтобы выдавать немного синтезированной "Босса Новы" одним нажатием кнопки. Партии даже можно было соединять, что приводило к интересному фьюжну: кик, снейры и хэты из одного пресета дополнялись бонго, конга и клавами из другого. Круто...
Можно было все, кроме программирования собственного ритма, а тонкие нюансы ударных и перкуссионных партий лучше оставить профессионалам. И хотя серия MiniPops завершилась выпуском KR-33 и старшего брата '55 с кремниевыми чипами, обеспечивающими новую точность звука и волну новых пресетов, она так и не дала пользователям создавать собственные грувы. Все это отчасти объясняет, почему 808-я так всех поразила.
До 808-й любой, кто хотел использовать электронные барабаны, должен был либо а) поступить как Kraftwerk и создавать свои собственные, либо б) как-то творчески переосмысливать пресеты, что группы и делали с KR-55.
Дебютный альбом Depeche Mode "Speak and Spell" был создан на Korg KR-55, и, несмотря на это, ни в одном из 11 треков альбома не было отчетливо слышно "Ча-ча-ча". Хитрость заключалась в использовании встроенного микшера новой машины (не было отдельных выходов для каждого звука). Чтобы "латинские" партии были незаметны, были оставлены 16-ые хай-хэты и пробивные снейры. Затем "Mode" объединили их с щелкающим кик-барабаном, созданным и секвенсированным на ARP 2600, который работал синхронно с выходом триггера KR-55.
Зацените, насколько мощна такая смесь. Она порождает звук будущего в прорывном хите 1981 года New Life и описывает нереальные миры в Magnetic Fields Жана Мишеля Жарра.
В конце концов, KR-55 и его младшие братья MiniPops получили вторую (третью?) жизнь в нулевые годы, вдохновив французский даунтемпо чилл вроде Air и авторов хипстерских саундтреков The Dust Brothers.
MPC60 от AKAI
Если SP-12 и SP-1200 зажгли мир сэмплирования в хип-хопе, то именно MPC подлил в него масло. Появившись после линейки рэковых сэмпл боксов Akai S900, S950, S1000 и т.д. (которые значительно уступали по цене конкурентам, обеспечивая эталонное качество 12-битного сэмплирования), Akai MPC60 1988 года была монстром мэшапа, наполовину сэмплером, наполовину драм-машиной. Картину дополняли функции аранжировки и секвенсирования, которые делали его больше, чем просто сумма всех его частей.
MPC стала совместным продуктом производителя hi-fi, ставшего музыкальным авангардом, Akai и пионера Linn Роджера Линна, который после выхода Linn 9000 захотел большего. На передней панели аппарата стоит его подпись.
Перед натиском доступного компьютерного программного обеспечения DAW MPC было сложно устоять, но мы говорим про время до рэпа, R&B и хип-хопа. Эти стили расставили все по своим местам.
MPC60 была простой, надежной коробкой, которая обеспечивала достаточные на тот момент возможности сэмплирования. У нее были отличные пэды. Встроенные звуки ударных звучали классно. Простота использования позволяла легко перейти от проигрывания к написанию музыки. Все это наконец не выглядело так, будто проверяешь электронную почту на сцене.
AKAI добавили на MPC60 уже знаменитую возможность растяжения длительности сэмплов, а еще отличный музыкальный свинг — все это еще больше украсило хип-хоп. Короче говоря, если вы делали хип-хоп, то наверняка на MPC, а если нет, то это странно.
Послушайте в доказательство Entroducing DJ Shadow (полностью созданный на MPC-60) и невероятный Donuts DJ Dilla (MPC-3000) или бесчисленные хиты от Chronic Dr Dre до Regulate Nate Dogg и Warren G. Все они имеют в своей основе MPC, и все они были бы не такими, как без него.
Новые машины с запутанной нумерацией выходили одна за другой, становилось все больше памяти и качество росло — MkII... 3000... 2000(?)... 2000XL... 4000... 1000(!?)... Каждая из них имела новые функции или новую цену, каждая сбивала с толку в равной степени, как и восхищала, и каждая увеличивала "мощность" и сложность, пытаясь сохранить актуальность на фоне нового программного обеспечения (независимо от того, хотела этого аудитория или нет).
Сегодня линейка MPC продолжает жить, и целый ряд аппаратных и программных продуктов по-прежнему носят знаменитое название.
- Комментарии