4 семплера, изменивших музыкальную индустрию
Подавляющее большинство современных продюсеров, пользующихся семплами, работают с софтом. Воспроизведение, обработка и управление записанными звуками в современных DAW настолько просты, что мы принимаем это как должное, но так, конечно, было не всегда.
На самом деле, софтовый семплинг — это относительно недавняя разработка, если рассматривать всю историю написания музыки. Всего пару десятилетий назад, в конце 90-х годов, для использования какого-нибудь семпла в треке, вам, скорее всего, понадобился бы аппаратный семплер.
Семплирование в том виде, в котором мы его сейчас знаем, берет начало с 1970-х годов, когда развитие технологии цифрового аудио достигло такого уровня, что звуки стало возможным записывать и воспроизводить в относительно приемлемом качестве. Тем не менее, ранние семплеры были дорогими и, как правило, доступными только для очень богатых пользователей.
Лишь в 80-х годах эта технология подешевела и стала более доступной широкому пользователю. Аппаратные семплеры постепенно дешевели и расширяли свой функционал вплоть до своего расцвета 90-х годов.
В конце 90-х и в начале 2000-х годов эра аппаратных семплеров постепенно угасала, поскольку на рынке начали появляться различные варианты программного обеспечения. DAW предложили ранее невиданные возможности для обработки семплов.
В любом случае, ранние аппаратные семплеры заняли свое место в музыкальной истории, а некоторые модели до сих пор пользуются большим спросом. В этой статье мы расскажем о четырех семплерах, которые изменили музыкальную индустрию.
1. Fairlight CMI
В 1970-х годах было разработано несколько компьютеров для семплирования, но такие устройства, как, например, система EMS MUSYS, были либо невероятно дорогими, либо невероятно редкими.
Многие считают Fairlight CMI первым относительно доступным семплером. Тем не менее, поступив в продажу в 1979 году, он стоил около 25 000 долларов, что эквивалентно примерно 77 000 долларов на сегодняшний день.
CMI - это не просто семплер, а полноценный инструмент с функциями секвенсора и синтеза, в основе которого лежит целый компьютер. Он был невероятно продвинут для своего времени, но из-за ценника позволить его могли только самые богатые музыканты того времени. Такие артисты, как Стиви Уандер, Кейт Буш и Жан-Мишель Жарр, были одними их первых пользователей данного инструмента, который позволил им расширить свой звук цифровыми семплами, как только Fairlight появилась на рынке.
В действительности же Fairlight был довольно ограниченным устройством по современным стандартам, но в то время его возможности поражали. Даже способность записывать звук и сразу воспроизводить его в другой тональности была шокирующей в первые дни работы с семплами.
Если вы хотите опробовать звук Fairlight, то такие плагины-эмуляторы, как UVI Darklight IIx или Arturia CMI V, вероятно, самый простой вариант.
2. E-MU SP-12 и SP-1200
Чуть более доступные семплеры появились в начале 80-х. Как самый знаменитый представитель того времени, в пример можно привести серию Emulator, выпущенную в 1981 году калифорнийской компанией E-MU Systems.
В данном случае «доступность» - это относительный термин, поскольку первое поколение Emulator все так же стоил около 10 000 долларов (что эквивалентно 28000 долларов по сегодняшнему курсу).
Несмотря на это, Emulator был намного дешевле и более ориентированный на пользователя, чем Fairlight, его звук отчасти формировал музыку начала 80-х. Данным инструментом активно пользовались такие группы, как Depeche Mode, New Order и Genesis.
Emulator был 8-битным устройством и звучал немного нереалистично по современным стандартам, но он сочетал в себе возможности семплирования, фильтрации и секвенсора, что сразу полюбилось пользователям. Около 500 копий было продано до появления улучшенного Emulator II в 1984 году. Другие модели из серии Emulator оставались в продаже до 2002 года.
Его младший брат, SP-12, и его преемник, SP-1200, были основаны на аналогичной концепции, но были более ориентированы на использование в качестве отделенного барабанного семплера. Избавленный от классической клавиатуры в пользу кнопок, унаследованных от цифровой драм-машины Drumulator, семплер SP-12 с низким разрешением 12-бит / 26 кГц позволял записывать всего до 1,2 секунды семплов (в более поздних моделях SP-12 Turbo расширили памяти до колоссальных 5 секунд!).
На практике SP-12 и SP-1200 так же использовались большинством продюсеров для семплинга мелодичных звуков и помогли определить звучание хип-хопа 80-х и 90-х благодаря таким артистам, как Пит Рок, Марли Марл и Beastie Boys.
Достойный программных эмуляций данных устройств, к сожалению, немного, но Emulation II от UVI - это надежный плагин, основанный на классическом Emulator II. Кроме того, в Maschine от NI есть режим, вдохновленный семплерами SP.
3. Akai MPC series
Самыми старыми успешными игроками на рынке семплеров являются Akai, чья серия MPC дебютировала в 1988 году и производится по сей день.
Концепция оригинального MPC60 была основана на разработках пионера цифровых драм-машин Роджером Линном, в частности на его Linn LM-1 и LinnDrum. Сочетая функции секвенсора и семплера в одном корпусе с характерной сеткой сенсорных пэдов 4x4, MPC60 был более мощным, чем его прямой конкурент SP-1200.
Пуристы утверждают, что оригинальный MPC60 был лучшим устройством в серии: 12-битный девайс, сочетающий в себе возможности синхронизации с мощным секвенсором Linn, а также характерным свингом, песчаным звуком и необыкновенным грувом.
Звуковая архитектура перешла на 16-битную версию MPC3000 с немного более высоким разрешением, а затем продолжала развиваться, приобретая более чистый характер, что и привело к спорам о том, какая версия лучше. Участие Линна в разработке закончилось после первых двух моделей, но последующие воплощения MPC расширили его идею внедрением все более мощных эффектов, синтеза и расширенной памяти.
Сегодня в линейке MPC вместе сосуществуют и аппаратная, и программная версии. Также существует мобильная версия iMPC.
4. Elektron Octatrack
Лишь немногие компании продолжали производить аппаратные семплеры после появления мощных программных продуктов в начале 2000-х годов. Рынок дорогих автономных семплеров, казалось, исчез за одну ночь - по крайней мере до тех пор, пока Elektron не выпустил Octatrack в 2011 году.
Octatrack разорвал все шаблоны. Это преднамеренно сложный и многогранный инструмент, требующий серьезных затрат времени на раскрытие его потенциала. В отличие от большинства других аппаратных секвенсоров, он ставит во главу угла живое исполнение и саунд-дизайн.
Многим людям трудно войти в сложный и многослойный рабочий процесс Octatrack, что является вполне обоснованной жалобой: это ни в коем случае не простой инструмент. За несколько часов вы сможете лишь поверхностно понять процесс его работы, но вы не сможете раскрыть его полный потенциал, не изучив руководство вдоль и поперек и не проведя с ним неразлучно хотя бы пары недель.
Те же, кто изучил это устройство на достаточном уровне, получили в свои руки фантастический инструмент и основной элемент для живых выступлений.
Elektron обновил модель до Octatrack MKII в конце 2017 года. Помимо нового внешнего вида и обновленных компонентов, наиболее заметным отличием было сочетание отдельных кнопок, помогающих сгладить и ускорить рабочий процесс.
Octatrack и сейчас остается одним из лучших вариантов для семплинга. Его подход к рабочему процессу настолько уникален, что трудно даже назвать программную альтернативу. Подобных вещей можно достичь с помощью DAW и плагинов, но сфокусированный подход Octatrack трудно воспроизвести.
- Комментарии