Звуковуха, звуковая карта, аудиоинтерфейс — это всё названия устройства, которое связывает ваш компьютер/телефон/планшет с устройствами воспроизведения: колонками, наушниками или профессиональными студийными мониторами, а также с различными микрофонами и устройствами, издающими звуки, т.е. синтезаторы, гитары и т.д. Интерфейсы имеют определённые особенности. Разберёмся со всеми основными по порядку.
Во-первых, это устройство помогает превращать нули и единицы в звук, который мы слышим из колонок или наушников. Вся музыка, которая хранится или создаётся внутри вашего компьютера — это цифровой код. Слово “код” может ассоциироваться со шпионами, которые передают друг другу непонятные шифры, то, что для понимания нужно расшифровать. В любом аудиоинтерфейсе есть свой специалист по расшифровке, так называемый цифро-аналоговый преобразователь или ЦАП. Так вот, ЦАПы бывают разные: кто-то расшифровывает хорошо и ясно, а кто-то путает буквы да ещё и шепелявит. Само декодирование звука является сложным математическим процессом, и, более того, есть разные способы преобразовать нули и единицы в аналоговый сигнал. Встроенный в компьютер ЦАП в большинстве случаев подходит неискушённым слушателям, зато в аудиоинтерфейсах качеству звука уделяется куда больше внимания. У разных производителей могут быть разные подходы, эффективные и не очень, но в целом можно сказать, что опыт прослушивания со звуковой картой будет лучше, чем со встроенным в компьютер ЦАПом.
Во-вторых, аудиоинтерфейсы помогают нам “загружать” звук внутрь компьютера для дальнейшей обработки. Процесс обратный воспроизведению. Например, записывать голос или инструменты, синтезаторы, семплеры и другие внешние источники звука. Подключили ли мы микрофон, чтобы спеть, или кассетник, чтобы оцифровать запись из прошлого века, нам нужно преобразовать электрический аудио сигнал в код, и с этим работает аналого-цифровой преобразователь или АЦП. Существует несколько подходов к преобразованию, и везде есть свои тонкости, связанные с физическими процессами, линейностью, нелинейностью и прочими сложными научными вещами.
Как же без погружения в дебри хоть в какой-то степени объективно измерить качество звука?
Алгоритмы работы преобразователей для многих даже посвящённых звукарей остаются секретом. Именно “математика” этих алгоритмов является интеллектуальной собственностью производителей плат высокого класса. Всё очень субъективно, и уверенно сказать, какой интерфейс звучит лучше, практически невозможно.
Но есть доступные параметры, которые нам помогут при выборе карты. Например, разрядность в битах и частота дискретизации в герцах. Чем больше соответствующие числа, тем более сложные звуки аудиоинтерфейс может получать, обрабатывать и выдавать. Минимальными приемлемыми значениями на сегодняшний день являются 16 бит и 44,1 кГц, но мы рекомендуем 24 бит и 96 кГц, так вы сможете более свободно проводить манипуляции со звуком. Разрядность, например, влияет на то, насколько сложные операции можно без вреда проводить над амплитудой (громкостью) звуковой волны. А высокая частота дискретизации позволяет более аккуратно кодировать и декодировать области высоких частот.
Остальные параметры преобразователей можно изучить подробно самостоятельно, особенно если у вас технический склад ума.
Ок, с этим понятно, но как вообще звуки будут попадать внутрь карты и выходить из неё? Следующим, на что нужно обращать внимание, – количество разных разъёмов на аудиоинтерфейсе. Сколько можно одновременно подключить внешних источников звука для записи? Сколько можно подключить колонок, наушников и прочих устройств для вывода звука дальше?
В основном при работе с аудиоинтерфейсами используются XLR и Jack кабели.
XLR кабель имеет 3 контакта. Штекер «Папа» вставляется в микрофонный вход интерфейса, а другой конец - «Мама» - в микрофон.
¼” (6,3 мм) Jack кабели. Монокабель или TS с одним кольцом. Обычно с его помощью подключают гитары или моносинтезаторы ко входу Line на интерфейсе. А тот, что с двумя кольцами – стерео или TRS. Такие подключают к выходу на наушники или используют как балансный моно Jack, потому что он производит меньше шума, чем небалансный TS.
Перейдем к разъемам на самом аудиоинтерфейсе. Существуют входы (in) и выходы (out). Соответственно, входы используются для посыла сигнала в интерфейс, а выходы – из него.
Микрофонные разъёмы позволяют подключать к аудиоинтерфейсу микрофоны. Обычно это XLR разъёмы с предусилителями для увеличения входящего сигнала низкоуровневых устройств до так называемого Line уровня. К таким устройствам можно отнести динамические микрофоны или акустические звукосниматели. Стандарт уровня Line диктуется вашей DAW. Некоторые предусилители могут искажать или улучшать качество записи.
Комбинированные разъёмы. В такие разъёмы можно подключать как Jack, так и XLR кабели. Они автоматически подстраиваются под уровень сигнала, поступающий в них.
RCA разъёмы передают аудиосигналы линейного уровня. В большинстве случаев такие разъемы используются на выходных каналах.
Оптические разъёмы позволяют настраивать ADAT соединение с другими ADAT-совместимыми устройствами. Этот стандарт получил довольно широкое распространение за возможность увеличения числа входов/выходов восьмикратно цифровым кабелем.
S/PDIF разъёмы ещё один вид цифрового соединения. Позволяет передавать на внешние, опять же, S/PDIF-совместимые устройства сигналы с цифровых гитарных эффектов или аудио из вашего микса.
С этими знаниями можно заранее прикинуть, что именно должно быть в вашем аудиоинтерфейсе. Например: Поёте? Нужен вход для микрофона с разъёмом XLR, предусилителем и фантомным питанием. Играете на электрогитаре? Нужен вход с разъёмом TS. Хотите диджеить? Нужно 2 стерео или 4 моно выхода, чтобы подключиться к диджейскому пульту.
Подумайте заранее, сколько вам нужно чего записывать и воспроизводить, и прикиньте, сколько нужно входов и выходов (каналов). Конечно, лучше брать “на вырост”, мало ли, что вы захотите подключить в будущем.
Стоит упомянуть и MIDI интерфейс. На многих картах есть MIDI In и Out, чтобы подключать разные устройства для синхронизации между собой. Однако, если на карте нет MIDI, не расстраивайтесь, практически на всех современных синтезаторах и семплерах есть возможность управления через обычный USB.
Само собой, сам аудиоинтерфейс тоже должен как-то подключаться к компьютеру. Тут всё просто, существуют USB, FireWire, Thunderbolt и Ethernet карточки. Постепенно вымирают PCI модели, которые подходят только стационарным ПК, так что о них мы говорить уже не будем.
-
USB интерфейсы являются самыми распространёнными. Оно и не удивительно, ведь USB порты есть у всех. Преимуществом таких интерфейсов является возможность использования USB-шины для питания. А это значит, что такие интерфейсы являются идеальным вариантом для мобильной работы. Существует несколько разных версий USB: 1.0, 2.0 и 3.0. Чем выше версия, тем лучше, так как возрастает скорость передачи данных.
-
-
-
FireWire интерфейсы больше подходят для многоканальной работы, так что если вы планируете записывать целую музыкальную группу, рекомендуем присмотреться к этому варианту. Однако, такой тип соединения редко встречается на компьютерах, поэтому, возможно, придётся приобретать кабель-переходник.
-
- Thunderbolt интерфейсы, пожалуй, самый лучший стандарт. Производительность таких интерфейсов в 8 раз лучше USB 3.0. Однако важно проследить, чтобы ваш компьютер поддерживал этот протокол.
-
-
-
-
Многоканальные интерфейсы Ethernet специализируются на работе по сети и используются на больших профессиональных студиях звукозаписи и мастеринга.
Основные компании, выпускающие Ethernet интерфейсы: Focusrite и DiGiGrid.
Некоторые дополнительные особенности, на которые стоит обратить внимание при выборе аудиоинтерфейса.
Задержка
Обычно в случае возникновения задержки пользователи копаются в настройках DAW, где изменяют размер буфера и другие параметры. Однако, к счастью, быстродействие процессоров увеличилось, и проблемы с задержкой встречаются все реже. А с появлением супербыстрых Thunderbolt, это вообще теперь сложно назвать проблемой. С другой стороны, такие интерфейсы значительно дороже.
DSP
Очень интересной характеристикой аудиоинтерфейсов является DSP — цифровая обработка сигналов (Digital Signal Processing). В некоторых картах есть специальный чип, который может взять на себя часть нагрузки по обработке звука. Нередко встроенные в карту DSP-эффекты звучат лучше компьютерных, потому что чипы заточены именно под обработку аудио. Также интересно, что в некоторых случаях можно совсем избавиться от необходимости подключения к компьютеру, то есть карта может работать сама по себе со всеми подключенными инструментами и колонками.
Входы Line на передней панели
Некоторые интерфейсы оборудованы дополнительными входами line на передней панели. Это бывает полезно, когда ведется запись с нескольких источников поочередно. Так облегчается необходимость постоянного переподключения источников.
Регуляторы входного уровня
Довольно удобно иметь регуляторы входного сигнала под рукой. Однако чаще встречаются модели, в которых данная функция возложена на софт.
Регуляторы выходного уровня
Опять же, регулировать уровень выходного сигнала можно и через DAW или комплектующий софт, но куда удобнее делать это прямо с интерфейса.
Индикаторы сигнала
Даже несмотря на то, что искажённый сигнал всё равно слышно при перегрузе, не лишним будет иметь визуальные индикаторы уровня для постоянного контроля за уровнем сигналов.
Множество выходов
Такая особенность позволяет очень гибко настраивать рабочее пространство. Так, например, можно подключить 2 пары мониторов, расположенных в разных комнатах.
Форм-фактор
Стоит коротко сказать и о форм-факторах. Есть настольные и рэковые интерфейсы. Настольные, понятно, представляют обычный девайс на ножках. Рэковые же ориентированы на студийное использование, где оборудование устанавливается в специальные стойки (рэки). Конечно, никто не мешает вам положить рэковую карту на стол, но учтите, они занимают много места.
Впрочем, с наступлением мобильной эры, “большим” компьютерам уделяется всё меньше внимания, и многие производители были вынуждены сделать привычной поддержку мобильных устройств. Многие современные карты можно подключить к планшету или смартфону, и на это тоже стоит обратить внимание при выборе, может в какой-то момент вам захочется записать музыку через свой гаджет.
Любая звуковая карта имеет драйвера и свою программу для управления через компьютер, и это очень важный пункт. Некоторые утилиты настолько неинтуитивные, что разобраться с настройками в них сложнее, чем написать хит. Обязательно читайте мануал, иначе процесс изучения затянется.
Также практически на каждом аудиоинтерфейсе есть свои наборы уникальных функций и решений, которые заметно упрощают рутину. Разные кнопочки и регуляторы — обо всём этом уместно говорить в каждом конкретном случае.
А теперь переходим к нашему чарту, где обратим внимание на некоторые фишки конкретных моделей. Расставим оборудование по убыванию качества, руководствуясь статистикой спроса и собственным опытом.
Universal Audio Apollo
Universal Audio славятся своими превосходными плагинами в связке с мощным аппаратным DSP. Многие любители обработать звук мечтают о девайсах этой фирмы, и это вполне объяснимо. Apollo Twin MKII является подходящим настольным решением. Если же у вас серьёзные студийные намерения, присмотритесь к более универсальным Apollo 8 / 8p / 16 / Firewire, в них больше входных/выходных разъёмов и больше ядер DSP. Интерфейсы компании используют соединение по шине Thunderbolt 2, которая на сегодняшний день является самой быстрой. В продуктах компании установлены самые качественные в индустрии встроенные предусилители и преобразователи. По всем показателям Universal Audio заслуженно занимает первую строчку в нашем рейтинге.
Apollo Twin MKII Duo
Apollo 8 Quad
Apollo 8p
Apollo 16 MKII
Apollo QUAD Firewire
FOCUSRITE Clarett Thunderbolt
Комбинированные входы c новыми предусилителями высокого класса Clarett, позаимствованные у продуктов линейки ISA, обеспечивают исключительную чёткость и фирменное звучание. Лучший в своём классе динамический диапазон: 118 дБ ЦАП и 116 дБ АЦП. И, конечно же, подключение по высокоскоростному Thunderbolt. Линейка представлена несколькими аудиоинтерфейсами с различным количеством каналов.Clarett 2Pre Thunderbolt
Clarett 4Pre Thunderbolt
Clarett 8Pre Thunderbolt
Clarett 8PreX Thunderbolt
Audient iD
Высокопроизводительные USB аудио-интерфейсы, обеспечивающие качество больших студийных консолей в компактном и элегантном настольном исполнении. Интерфейсы оснащены высококлассными микрофонными предусилителями Audient с фантомным питанием, лидирующей технологией конвертирования Burr Brown, возможностью мониторинга в консольном стиле, JFET D.I и революционной функцией ScrollControl. Универсальный набор функций и интуитивный интерфейс.
MOTU Ultralite MK3 Hybrid
Многие интерфейсы компании MOTU не отстают от лидеров и универсальны во всех смыслах — они работают и по USB, и по FireWire, и вообще без компьютера, как цифровой пульт, благодаря продвинутому DSP. Как лучший пример - модель Ultralite MK3 Hybrid. Ableton, CuBase, Traktor, не важно с каким софтом вы работаете, карта сама может дополнительно обработать любой входящий и выходящий сигнал в отдельности, а пресеты для каждой ситуации будут храниться на вашем компьютере и внутри самой карты. Плюс множество входов, выходов, жёсткая сборка и небольшой размер делают эту карту рабочей лошадкой в любом лайве.MOTU Ultralite MK3 Hybrid
MOTU Audio Express
Antelope Audio Zen Tour
Настольный аудиоинтерфейс Zen Tour подключается посредством шин USB и Thunderbolt. Девайс обладает невероятным функционалом и широчайшими возможностями для подключения различного оборудования. Встроенный DSP на основе технологии FPGA позволяет применять самый разные эффекты в реальном времени и с нулевой задержкой. Жидкокристаллический сенсорный дисплей на передней панели обеспечивает удобное управление и настройку, при помощи простого и понятного графического интерфейса.Zen Tour
Universal Audio Arrow
Звуковая карта Universal Audio Arrow предоставляет вам возможность профессионально обрабатывать записи вокала, гитар при помощи высококачественных плагинов для микширования. Аудиоинтерфейс со сверхскоростным соединением Thunderbolt 3 предоставляет в пользование многофункциональную коллекцию плагинов UAD, которые стали стандартом качества. Обработка происходит почти что с нулевой задержкой, таким образом вы можете моментально записывать партии инструменты через дотошные эмуляции классических компрессоров, эквалайзеров и ревербераторов. Итог: профессионально отполированный микс.
Universal Audio Arrow
RME Fireface & Babyface
Fireface сочетает в себе высококачественную профессиональную сборку RME и удобство управления, а выносной пульт делает работу ещё комфортнее. Когда речь заходит о высоком качестве звука и эргономичном дизайне, часто вспоминают более компактную модель Babyface Pro. Серия Fireface имеет несколько моделей с разным набором in/out.
RME Fireface UFXRME Fireface UCX
RME Fireface UC
RME Babyface Pro
Apogee Duet и Quartet
Загадайте бывалому звукарю загадку, какой аудиоинтерфейс у владельца MAC. В своё время стало стереотипом, что раз музыкант маковод, значит у него Apogee Duet. И не зря, ведь карта следует яблочной парадигме — она отлично выглядит, функциональна и качество на высоте. У Duet всего два входа, и многим этого не хватало. Quartet решил эту проблему, добавив пару дополнительных каналов.
Apogee DuetApogee Quartet
Arturia AudioFuse
Устройство построено на симметричной аудио цепи, 14 входов и выходов, два микрофонных предусилителя DiscretePRO. Передовые преобразователи и синхронизация дают невероятную прозрачность и точность воспроизведения.Arturia AudioFuse
MOTU Track16 & Microbook IIс
Версии компактных настольных интерфейсов по типу Forte, Babyface или Duet. Достаточно разъёмов, DSP, подключение по FireWire и USB, и даже возможность подсоединить другие карты MOTU в качестве модулей расширения — очень круто.MOTU Track 16
MOTU Microbook IIс
Roland Studio-Capture
Флагман от легендарной японской компании предлагает 12 предусилителей, это почти для всех входных каналов! Для больших студий есть возможность объединить два таких девайса в один. Есть и более компактные модели этой серии.Roland Studio-Capture
Steinberg UR22mkII
UR22mkII имеет режим работы с iOS девайсами, что делает его одним из лучших мобильных интерфейсов в своем классе. Отличный звук, не менее потрясающее качество сборки, 2 канала входа, 2 выхода, миди интерфейс – всё, что нужно для комфортной работы.
Native Instruments Komplete Audio
Native Instruments Komplete Audio 6
Native Instruments Komplete Audio 2
Native Instruments Komplete Audio 1
Focusrite Scarlett 2i2 / 2i4 / 6i6 / 18i8 / 18i20 2nd GEN
Популярная серия простых карточек с отличным соотношением цена/качество. Количество выходов, начиная с 2i4, позволяет диджеить, а фирменные предусилители на входах обеспечивают хорошее качество звука с микрофонов.FOCUSRITE Scarlett 18i8 2nd Gen USB
FOCUSRITE Scarlett 6i6 2nd Gen USB
FOCUSRITE SCARLETT 2I4 2ND GEN
FOCUSRITE Scarlett 2i2 2nd GEN USB
M-Audio M-Track 2х2 / 2х2M / 8X4M
USB-C аудиоинтерфейсы в металлическом корпусе с абсолютно новыми предусилителями с низким уровнем шума и АЦП. На моделях M дополнительно присутствует MIDI интерфейс. Устройства прекрасно подходят для создания профессиональных аудиозаписей студийного качества 24 бит / 192 кГц.
Presonus Audiobox
Достаточно качественные интерфейсы, отличительными особенностями которых является быстрый софт со всеми нужными эффектами, крепкая сборка и хорошие предусилители.Presonus AudioBox 44VSL
Presonus AudioBox 22VSL
Presonus AudioBox i Series
Presonus AudioBox USB
Tascam US-2x2 и US-4x4
Интерфейсы сочетают прекрасное качество аудио и эргономичный дизайн. Микрофонные предусилители TASCAM Ultra-HDDA обеспечивают усиление до 57dB практически без шумов и искажений. Помимо остальных достоинств этих интерфейсов можно обратить внимание на стильный милитаристичный дизайн.
Tascam US-2x2Tascam US-4x4
Zoom Tac 2 / Tac 8
Определённо достоинством этих карт является подключение по высокоскоростному Thunderbolt. Особенно это актуально для старшей рэковой модели Tac 8. К устройствам прилагается замечательное программное обеспечение с дополнительными эффектами.
Zoom Tac 2Zoom Tac 8
Behringer U-PHORIA
Бюджетные и функциональные аудиоинтерфейсы. Подключение и питание осуществляется по USB. Девайсы оснащены хорошими ЦАП и АЦП, обеспечивающим студийное качество звука.BEHRINGER U-PHORIA UM2
BEHRINGER U-PHORIA UMC22
Конечно, мы перечислили не все звуковые карты, а только те, что заслуживают внимания. Стоит также отметить, что аудиоинтерфейсы встречаются и в пультах, и в контроллерах, и в синтезаторах с семплерами. Правда, там у них зачастую достаточно ограниченные функции.
Выбирайте внимательно, и спрашивайте нас, если запутались, мы всегда рады помочь. Будем рады комментариям и обсуждениям.
ALLFORDJ, Moscow team.
- Комментарии