История TB-303: Случайность, сотворившая легенду
Бас-синтезатор Roland TB-303 — феномен, вокруг которого образовалась целая музыкальная субкультура. В этой статье мы изучим историю синтезатора, и узнаем как, несмотря на технические недостатки, его звучание стало основополагающим в acid house.
Моносинту с одним осциллятором трудно хоть чем-то отличиться в мире эмуляторов синтезаторов и цифровых аудио-станций (DAW), но, тем не менее, всего несколько электронных музыкальных инструментов смогли повлиять на индустрию так же сильно, как TB-303. Это выпущенный в 1982 году "Transistor Bass" от Roland, которому суждено было стать знаковым для электронной музыки, так же как Stratocaster в мире рока и Akai MPC для хип-хопа. Эти инструменты вошли в историю, как отличительные атрибуты культуры.
Синт был создан инженером Roland Tadao Kikumoto как аккомпаниатор для гитаристов в комплекте с драм-машиной TR-606. Однако, из-за необычного звучания и сложного интерфейса он не обрёл популярности. Продав всего 10000 экземпляров, компания Roland была вынуждена снять его с производства в 1984 году. Вследствие чего рыночная цена синтезатора сильно упала, что сделало его привлекательным приобретением для продюсеров с домашними студиями.
Возможности синтезатора были скудны: выбор между волнами saw или square, где вторая формировалась из saw волны при использовании схемы одного транзистора, придавая ему характерный звук, отличный от типичных square волн, четырёхволновый 24db фильтр низких частот с функциями модуляции: decay, cutoff, resonance и envelope, и невероятно сложный для использования секвенсор, позволяющий пользователям менять accent и portamento для каждой ноты. Для наглядного примера посмотрите видео, где автор кропотливо работает над “Fatboy Slim - everybody needs a 303”.
Уникальная схема объединяла настройки акцента с частотой и резонансом фильтра, плюс можно было выбрать длительность глайда, и всё это позволяло создавать сложные паттерны на одну октаву клавиатуры. Результатом являлся оригинальный "хлюпающий” бас, отличающий Acid House. В дальнейшем музыканты начали использовать гитарные педали, пропуская звук через distortion или просто увеличивая overdrive на выходе, для создания более плотного и насыщенного звука. Также артисты пользовались ошибкой в системе питания, при которой после извлечения батареек полностью стирался существующий паттерн и создавался новый рандомный.
“Acid Tracks”: Дебют эсид хауса
Красота TB-303 выражается благодаря идиосинкразии, которая хорошо иллюстрируется в треке Phuture — Acid Tracks. DJ Pierre, Spanky и Херб Джексон из Phuture выпустили трек в 1987 году, по факту это 12-минутная импровизация из 303 басов и 707 барабанов. Джефферсон дал копию Рону Харди, другой легенде из Чикаго, который поставил трек в Music Box. Только с четвёртого раза его уникальный звук получил одобрение, и "Acid Tracks" быстро стал хитом по обе стороны Атлантики. Расцветающая рейв-культура Великобритании была в какой-то мере построена именно благодаря свежему звучанию TB-303, наряду с уже развитой культурой саунд-систем и открытием Экстази.
К примечательным релизам того времени можно отнести: Josh Wink — Higher State of Consciousness, Dj Pierre — Box Energy и Hardfloor — Acperience 1. Последние, дуэт из Дюссельдорфа, использовали до шести 303-х одновременно. До релиза Phuture — Acid Tracks, звучание 303-го можно было услышать на выступлениях пост-панк-группы Orange Juice в треке “Rip it up” (1983), у итальянского диско музыканта Alexander Robotnik в “Les Problems d’Amour” (1983) и в песне Jessie Saunders “On and On” (1984).
Что интересно, трек Sleezy D — I’ve Lost Control претендует на звание первого эйсид-хаус трека в истории. Он был выпущен за год до Acid Tracks в 1986 году, но Phuture утверждают, что хоть их релиз состоялся в 1987, написали свой трек они в 1985, и теперь уже невозможно определить, какой из них действительно был создан первым.
До “Acid Tracks”
Ещё одним музыкантом, кто одним из первых признал 303-й, был Charanjit Singh с релизом "Synthesizing: Ten Ragas to a Disco Beat", опередившим "Acid Tracks" на пять лет, а сам Сингх считается независимым основоположником эйсид-хауса. Его объединение индийской классической музыки и электронного диско произошло в совершенно ином контексте, нежели в рейв-культуре, а именно в тот момент, когда синтезаторы стали популярными в музыке Болливуда.
Сингх приобрёл синтезатор в Сингапуре и экспериментировал с его Glissando функцией в своей домашней студии, также используя в этих экспериментах TR-606 и Jupiter 8. Его альбом считался коммерчески провалившимся, но в 2004 автор всё же получил признание, как пионер прото-эйсида. Сингх гастролировал с альбомом несколько лет, прежде чем скончался от остановки сердца в 2015 году в возрасте 75 лет.
От x0x0b0x к TB-3: Перерождение или новое воплощение
Благодаря модификациям, эмуляторам и линиям AIRA и Boutique от Roland, TB-303 смог продолжить свою жизнь после 80-х годов в эру расцвета электронной музыки, оставив значительный след в acid trance, techno, goa и подобных направлениях. Любители 303 даже создали клон с открытым кодом под названием x0x0b0x, выпущенный Limor Fried. Этот DIY комплект очень близок к эмуляции оригинального звука, но построен на гораздо более надёжной системе с поддержкой интерфейсов MIDI и USB. В другом DIY-ките x0xi0 автор Брайан Кастро добавил второй осциллятор, овердрайв и продвинутую матрицу маршрутизации.
Среди пользовательских модификаций, которые расширили функции оригинала, таких как Borg и Devil Fish, больше всего отличился Doepfer MS-404, как самый популярный коммерческий клон 303, производившийся с 1994 по 2000 гг.
Пару лет назад TB-303 официально обрёл новую жизнь в виде цифровой сенсорной модели AIRA TB-3, которая является современным переосмыслением оригинального синтезатора. Система моделирования аналоговых схем достаточно точно воссоздаёт оригинальный звук, при этом в синт добавлен MIDI-интерфейс и сенсорные клавиши. Мило, что ошибка, генерирующая случайный паттерн после извлечения батарей, получила новую жизнь в виде встроенного генератора случайных паттернов. Многие любители 303-го раскритиковали TB-3 из-за внешнего вида и урезанных возможностей непосредственно синтеза — модель ориентирована на использование готовых пресетов, и даже отдельно выпущенный редактор патчей особо никого не успокоил.
Видимо, подумав хорошенько, Roland решились ещё на одну реинкарнацию. В 2016-м году было представлено очередное переиздание легенды под названием TB-03. Данный синтезатор не только больше похож на оригинал внешне, но и функционал более точно повторяет старую модель — на TB-03 есть все нужные ручки для синтеза, а также старый добрый секвенсор, который при всей своей сложности, является горячо любимым acid-продюсерами.
Какие ваши любимые acid треки? Делитесь в комментариях!
По материалам DJTechTools
- Комментарии