MOOG | Обзор удивительно многофункционального синтезатора для новичков MAVIS
Псевдо-DIY монофонический полумодульный синтезатор, который позволяет за недорого купить себе звук MOOG.
Цену входа в мир настоящих аналоговых синтезаторов MOOG сложно назвать низкой. Если не учитывать выпущенный ограниченным тиражом Werkstatt-01, самым доступным является Minitaur. Цена обоснованная, но от того начинающему любителю синтезаторов не легче. Особенно, если учесть, что тот же Volca Keys за куда меньшую сумму может предложить трехнотный парафонический аналоговый звук. Поэтому так был необходим MAVIS — псевдо-DIY монофонический полумодульный синтезатор, который воспроизводит классические звуки MOOG и имеет приятную цену.
"Псевдо-DIY", потому что все основные компоненты уже собраны. Пайка отсутствует. Помещаем печатную плату в корпус и закрепляеем ее несколькими винтами и гайками. Не особенно сложно, но с патчбэем можно какое-то время повозиться — достаточно много мелких деталей.
Железо
Однако после сборки получается настоящий MOOG со всеми стандартными и дополнительными возможностями. Есть один осциллятор, с возможностью выбора пилообразной и квадратной волн, LFO, генератор огибающей и, конечно же, культовый 4-полюсный фильтр низких частот MOOG. Есть также устройство выборки и хранения, секция утилит с разветвлением, микшер и аттенюатор. Наконец, впервые на синтезаторе MOOG появился wave folder. Такое обычно можно встретить на синтезаторах в стиле West Coast вроде Buchla. Все эти возможности можно сочетать, а также использовать в связке с внешним оборудованием посредством 24-разъемного патчбэя.
В MAVIS даже встроена однооктавная клавиатуру, так что можно сразу же начать создавать басовые партии. Тем не менее настоятельно рекомендуем приобрести внешнюю клавиатуру или секвенсор с CV. Например, что-нибудь из Arturia KeyStep или BeatStep. Клавиши на MAVIS маленькие, резиновые и требуют значительных усилий при нажатии. Отсутствие секвенсора или арпеджиатора означает, что придется играть вживую. Он подходит для игры и прослушивания патчей, но для лайвов он вряд ли подойдет.
Немного странно, что MOOG использовали ⅛-дюймовый разъем для выхода аудио вместо ¼-дюймового. Да, он разработан с учетом особенностей Eurorack, и нет ничего сложного в том, чтобы нацепить переходник на кабель, но все же это неудобно, особенно если вспомнить, что все остальные представители семейства полумодульных MOOG имеют ¼-дюймовые выходы.
И последнее, о чем стоит упомянуть, — несмотря на совместимость с Eurorack, у Mavis есть собственный корпус и даже пластиковое покрытие от пыли. Честно говоря, подобный аксессуар давно должен быть в комплектации большинства синтезаторов, а не продаваться отдельно за $50 (или больше).
Звук
Основной осциллятор звучит великолепно. ДНК Moog расположилась в жужжащей пилообразной и рокочущей квадратной волнах. MOOG MAVIS рожден для баса. Даже если ты ни разу не работал с патчбэем. Если просто слушать звуки, которые MAVIS издает без настройки, ощущения получаешь непередаваемые. Это не самый универсальный или уникальный синтезатор, но он отлично делает то, на что способен.
Из него можно выжать все: от 8-битных звуков видеоигр до басовых стабов и даже плаков в стиле кото. Единственное, с чем Mavis справляеся плохо — ударные. Получится сделать неплохой кик, а может даже пару томов, но это все. Без источника шума не может быть и речи об снейрах, хэтах и клэпах. Еще на одном осцилляторы сложно создавать приемлимые пэды, но на что-то в этом плане он способен.
Тем не менее тот осциллятор, что есть очень хорош. На передней панели расположилось множество инструментов для усиления звука. Например, LFO может достигать частоты звука, поэтому его можно подключить и использовать как второй осциллятор. Даже можно управлять обоими функциями независимо (до определенной степени), и таким образом создавать контрапункты и парные арпеджио. Кроме того, можно подать один или оба источника в wave folder и добавить еще больше гармоник.
Вообще суть East Coast подхода, субтрактивного синтеза — это начинать с гармонически богатого источника звука, а затем вырезать все ненужное. На MAVIS можно добавить больше гармоник, тем самым породив такие тона, которые просто невозможно получить почти ни на одном другом устройстве MOOG.
Единственное за что хочется поругать, так это за взаимодействие LFO с осциллятором. LFO бывает трудно настроить. Естественная аналоговая подвижность звука определенно придает шарм, но из-за этого приходится часто перенастраивать оба генератора. Небольшие ручки еще больше усложняют процесс поиска “того самого места”. На самом деле, достаточно отпустить ручку, отвечающую за частоту LFO, чтобы верная частота потерялась. Кроме того строй не постоянен на протяжении нескольких октав.
Mavis поставляется с инструментом для точной настройки (маленькое отверстие рядом с ручкой высоты тона). Не теряйте его. Он обязательно пригодится, например, при настройке лада клавиатуры. Из коробки инструмент не сильно расстроен, но сам процесс вполне может пощекотать нервишки.
MOOG известны за фильтр. Он теплый, резонирующий и способен на все — от приглушенных басов до рычащих лидов. Фильтр MOOG любит с увеличением резонанса сильно резать низы. На MAVIS эта проблема еще более очевидна. Достаточно лишь немного увеличить резонанс, чтобы полностью вырезать нижние частоты.
Патчбэй
Все легче становится найти недорогие полумодульные и модульные синтезаторы, но их популярность еще оставляет желать лучшего. Удивительно то, насколько патчбэй MAVIS на 24 разъема универсален. У него есть множество полезных функций, которые действительно раскрывают возможности новинки. В частности, аттенюатор, микшер и множественные выходы обеспечивают большую гибкость, чем даже можно найти на некоторых более дорогих полумодульных синтезаторах MOOG. Разъемы позволяют смешивать сигналы, разделять их и управлять множеством параметров по отдельности и настраивать силу влияния CV. Именно такие задачи обычно возлагаются на особые "утилитарные" модули Eurorack.
Благодаря широким возможностям патчбэя можно утверждать, что MAVIS действительно достоин встать в один ряд с более дорогими устройствами MOOG. Новый синтезатор — логичные и доступный способ расширить возможности таких инструментов, как Mother 32, Subharmonicon или DFAM. MAVIS также отличная отправная точка для тех, кто хочет узнать о синтезе, и в частности о модульном синтезе. Другие доступные модульные варианты не так музыкальны, как MAVIS.
Итог
Создается впечатление, что MOOG взяли то, чему научились во время создания Werkstatt-01, и применили это на более отполированном и серьезном инструменте. Основной формат и концепция те же. Но MAVIS меньше похож на игрушку, и больше на то, что может занять постоянное место в чьей-то студии. В нем есть грубый и теплый шарм, плюс он оснащен удивительно полезными функциями, которых не ожидаешь от синтезатора начального уровня.
При такой цене MAVIS становится не просто хорошим вариантом для входа в мир MOOG, а просто отличным синтезатором для начинающих в целом. Новинка также способна порадовать и опытных артистов.
- Комментарии