Представленный во Франкфурте прошедшей весной Bass Station II обозначил возвращение компании Novation в мир аналога.
Двадцать лет назад малоизвестный английский производитель представил публике маленький аналоговый синтезатор, пойдя наперекор тогдашнему тренду: огромным рабочим станциям с миллионом проводов. Bass Station получила признание за свой мощный звук, маленький размер и сильный по внешнему виду характер. Позже это найдет признание на рабочих стендах с 1U форматом в музыкальных студиях. В 1988 году под руководством Криса Хаггета ( Chris Huggett, EDP Wasp, OSC Oscar ) Novation взяла направление в цифровой мир вместе с Supernova, которая займет отдельное место среди VA синтезаторов. Это был первый синт позволявший сохранять мультирежимные настройки эффектов и арпеджио в мульти-тимбральном модуле. Продукты Novation получали большую массу оценок со стороны публики в течение нескольких следующих лет, до выставки Focusrite в 2004 году, после которой компания сфокусировалась на аудио-интерфейсах и контроллерах.
Многие посчитали тогда что эра синтезаторов закончилась для Novation, но в конце 2012 года, неожиданно увидела свет Ultranova: моно-тибральный и доступный по цене синт. Позже это послужит стартом для mini-key продуктовой линейки. В начале 2012 года, с вновь возрастающим интересом к аналоговому звучанию во всем мире, новые горизонты возможностей открыла Arturia со своим Mini Brute: маленьким, компактным, оригинальным синтезатором подружившимся со многими пользователями/создателями музыки в компьютерном мире. Arturia удивила тогда даже компании Moog и Korg... После были Sub Phatty и MS20 mini, и теперь слово берет Novation.
Какие же шансы у Bass Station II среди таких мощных соперников?
ЧЕРНЫЙ И ГОЛУБОЙ.
Bass Station II позаимствовала несколько деталей у предшественника: двух-октавный пиано формат, черный и голубой цвет в пластиковой сборке. Корпус в этот раз несколько прочнее, и его не так легко деформировать. Концепция "все включено" внушает доверие. Регуляторы зафиксированы крепко с хорошим сопротивлением. Многого о переключателях и регуляторах по внешнему виду конечно же не скажешь. Реверсивные колеса двигаются легко, но при этом чувствуется что закреплены они серьезно и "выдержат" руки любого мастера. В целом качество сборки более чем удовлетворительное.
Небольшая верхняя панель полна управляющих элементов - чем больше, тем лучше! В левом верхнем углу есть цифровая секция с трех- символьным светодиодным дисплеем, который показывает номер программы, назначения и транспозиции. Для пользователя это основная панель где он может выбирать и сохранять звуки. Здесь же находится регулятор громкости. Управление логически распространяется на две секции: аудио на верхней панели, дальнейшие манипуляции ниже. Итак, первыми идут осцилляторы, потом микшеры и фильтры. Затем идут арпеджиатор, LFO и модули гибкости кривых (проще говоря: envelopes). Два модуля фильтров искажения находятся в нижнем правом углу. В общей сложности не менее 24 регуляторов, 11 селекторов, 13 кнопок различных форм, 35 светодиодов. Два колеса в правой части клавиатуры, один для шага (пружинный) и один для модуляции с синей электрической подсветкой. 25 клавиш с чувствительностью к скорости нажатия и с aftertouch эффектом.
На задней панели есть все необходимое: mono audio вход/выход (с внутренней регулировкой усиления от -10 дБ до 60 дБ), разъем для наушников, сустейн розетка (с автоматическим распознаванием полярности при включении). Все находится на 1/4 дюймовых разъемах TS, за исключением выхода на наушники TRS. Там же MIDI - вход и выход (CC / NRPN) и USB 1.1 для передачи MIDI-данных на хост (драйверы не нужны) и питание (5 В / 0,5 A Mini). Синтезатор также может питаться через внешний 9В DC / 500 мА блок питания, но у него очень короткий кабель. Трехпозиционный переключатель позволяет выбрать соответствующий источник питания (OFF / БЛОК ПИТАНИЯ / USB). И в довершение ко всему - слот безопасности Kensigton.
УДОБСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ДИЗАЙН, КОМПЛЕКТАЦИЯ.
Учитывая количество элементов управления на верхней панели юнит близок к совершенству, но не совсем. Первая критика: некоторые элементы управления являются общими для различных функций в нескольких разделах. Например, работая с двумя осцилляторами переключать их функциональность вы сможете только с помощью одного регулятора. Для LFO одни и те же элементы управления задержкой и скоростью, в то время как envelope имеют только четыре общих фейдера. Единственным утешением вляется то, что вы сможете редактировать их по отдельности или вместе, благодаря селектору. "Прыжки" по синтезатору гарантированы. Второй недостаток юзабилити: дополнительные элементы управления доступны при удержании нажатой кнопку function и нажатии на клавишу клавиатуры, хотя все это можно было бы поместить на верхнюю панель.
При работе с параметром "continuous" его значение отражается на дисплее: два светодиода индикации положения показывают текущее значение по отношению к сохраненному значению перед этим. Две кнопки, чтобы транспонировать октаву шагом (-5 / +4) и одна для переноса ее непосредственно в полутона и работы с ними. Чтобы вызвать одну из 128 предустановленных программ в памяти у вас есть только две кнопки прокрутки. Это значительно замедляет физическую скорость работы пользователя. При сохранении отредактированной программы вы можете прослушивать назначенные патчи до их перезаписи. При этом помните, что синтезатор не имеет кнопки "редактировать". Многие другие синтезаторы все-таки обзавелись этой кнопкой.
Ну и как только вы включите синтезатор после вчерашней вечеринки, он вернет вас к программе номер 1, независимо от того на каком номере вы закончили работать.
Вместе с блоком питания и USB-кабелем (!) вы получите краткое руководство по юниту на 20 страницах. Полное руководство доступно для скачивания на сайте Novation.
РАБОТА С БАСОМ.
Из видео, которых уже очень много в интернете, складывается впечатление, что синтезатор работает с искаженным, сжатым и очень агрессивным звуком. Люди, которые любят такого рода рейв-увлечения могут быть уверены - Bass Station II знает свое дело, особенно в связи с различными возможностями овердрайвов и искажений имеющихся вариантов патчей/событий. А для тех кто любит более "теплое" звучание Bass Station II может создавать старинные аналоговые мелодии. В любом случае все 128 патча могут быть легко перезаписаны.
В сравнении со старыми синтезаторами VCO - у Bass Station II идеально отколиброван DCO. Встроенные басы отсылают пользователя к воспоминаниям о маленьких Novation: жирные, округленные, острые, глухие, агрессивно-кислотные и пробивные - все что вашей душе угодно. Чувствительность клавиш к послекасанию только увеличит их выразительность. Вы точно почувствуете силу многомодульного фильтра, цветовую гамму acid модуля, краткость стандартного режима, чуткость предварительного фильтра искажений и многих других аудио подвигов к которым способна Bass Station - опций более чем достаточно.
ГИБРИДНЫЕ ЗВУКИ.
Bass Station II генерирует 100% управляемый звук для тюнинга и различных модуляций с аналоговыми сигналами (осцилляторы - фильтр - усиление). Пройдемся по осцилляторам. У вас есть два DCO и один промежуточный (связанный с DCO1). Каждый работает в диапазоне с шагом от 2 до 16, который можно регулировать ± одна октава (в 1/10 тоне шага) или еще более мелкими штрихами, в диапазоне ± одного полутона (1/100 шага). Плюс есть четыре некумулятивные осциллограммы: синус, треугольник, "пила", и переменный импульс. Последний можно регулировать вручную (от 5% до 95% цикла) или модулировать через LFO2, или через "огибающую" модуляцию. Все модуляции биполярны, некоторые из них имеют разрешение в 256 значений. Обе DCO можно синхронизировать и закольцовывать.
Более того, есть промежуточный DCO. Он работает на одну или две октавы ниже DCO1 и обеспечивает синус и квадратные волны, а также фиксированные импульсы. Плюс у вас в распоряжении есть генератор белого шума. Все это может быть замиксовано вместе благодаря микшеру: DCO1, DCO2, SUB, Ring Mode, Noise c подключением внешнего сигнала. В секции микшера основные источники имеют свои собственные выделенные и обозначенные споты.
МУЛЬТИ-ФИЛЬТР.
После выхода из микшера сигнал проходит через многомодульный фильтр. Есть два различных фильтра, которые, к сожалению, не могут работать одновременно. Классический фильтр является более универсальным, потому что он работает в низкочастотном и верхнечастотном режиме с помощью двух или четырех полюсов. Фильтрация яркая и очень резонансная, не совсем стабильная, что приводит к автоколебаниям. Конструкция фильтра acid состоит из четырехполюсной низкочастотной схемы из 80-х годов, по-видимому, такой же что и в TB-303. Частотная характеристика немного скучнее и ограничена автоколебанием. Музыкальными и контролируемыми кислотные басы будут до тех пор пока вы их не перегрузите на входе.
Говоря о Brute или Multidrive, Bass Station II предлагает предварительный фильтр искажения (Overdrive) и пост-фильтр искажений. В сочетании с acid mode - overdrive обеспечивает дополнительный резонанс: на волне пилообразной кривой вы сможете создавать квадратные волны на верхних тонах. Идеально подходит для кислотного рейва. Частоту cut-off можно модулировать через envelope, LFO2 (биполярной модуляции) и DCO2. Для cut-off срезов есть 256 значений. Перед выходом сигнал пройдет через небольшой компенсатор искажений, для получения более "грязного" звучания, без нарушения динамики в случаях если гипер искаженный фильтр будет запущен через осциллятор.
МОДУЛИРОВАНИЕ.
Чтобы придать звуку "движение" Bass Station II предлагает два LFO и два envelope. LFO идентичны по управлению. Параметры, которые непосредственно доступны: сигнал (треугольник, пила, квадрат, образец и удержание), скорость (от 0 Гц до 190 Гц это означает, что она может пройти весь путь слышимого уровня!) и задержки. Каждый LFO имеет другие параметры, которые могут быть доступны через функциональную кнопку: Tempo Sync / MIDI Clock, свободный или заданный цикл, и даже эффект нарастания в изменении формы волны. LFO1 может также менять высоту каждой DCO самостоятельно и независимо; общей степенью модуляции можно также управлять с помощью прокрутки колеса или давления на него. LFO2 присваивается для широтно-импульсной модуляции каждого DCO (в независимых величинах). LFO2 также можно контролировать через колесо.
Attack может меняться от 0 до 5 секунд, в то время как релиз может быть даже до 10 секунд. Вы можете выбрать три режима контроля: одноударный, мульти и autoglide. Еще есть варианты модуляции через функциональную кнопку: колесо может варьировать срез фильтра частоты, и шаг DCO2.
АРПЕДЖИО И СЕКВЕНЦИЯ.
Bass Station II не было бы без NOVATION арпеджиатора. Он имеет широкий комплексный модуль, который может быть синхронизирован внутренне или с MIDI Clock, плюс он имеет специальную ручку темпа, обеспечивая прямой доступ к тридцати двум более или менее ритмичных мотивов (ARP последовательности). Арпеджиатор может работать на 4 октавах в соответствии с шестью режимами: вверх, вниз, чередуя (x2), проиграно или рендом.
Есть 32-х нотный секвенсер, который может быть запрограммирован. Четыре пользовательских ячейки памяти в вашем распоряжении - они могут быть сохранены и вызваны независимо от программы, и сохраняются в памяти даже после выключения синтезатора. Каждый шаг можно программировать нотой или тишиной. Все последовательности могут быть вызваны и быстро перенесены с помощью клавиатуры. Селектор позволяет ARP-последовательности работать в 32 тактовых вариациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Bass Station II является неоспоримым достижением Novation. Она имеет почти все, чтобы порадовать нас: финансово доступна, проста в использовании и предлагает хороший набор разнообразных звуков. Особенно выделяются осцилляторы (способные к широкому спектру манипуляций с ними), многорежимный фильтр и различные искажения, а также очень умный секвенсор. Тем не менее, есть несколько ограничений, которые имеют непосредственное отношение к его размеру: элементы управления сгруппированы слишком близко друг к другу, а клавиатура уж совсем крошечная. Еще более прискорбным, является отсутствие CV / Gate соединений и, в частности, отсутствие программируемых клавиш на фильтре.
В любом случае Bass Station II является качественным выбором для тех, кто ищет компактный, аналоговый синтезатор, не слишком дорогой, но обеспечивающий характером и кучей трюков ваше выступление.
Статья: Audiofanzine Germany
Перевод: Nikolas Gangi
- Комментарии
Загрузка комментариев...