Оригинальная линейка Wavestation просуществовала всего около пяти лет, пока не была снята с производства в 1994 году. Синтезатор обладал огромным потенциалом из-за чего это решение казалось особенно странным, но Korg, по всей видимости, не собирались его возрождать. По крайней мере, судя по тому огромному количеству ресурсов, которые компания вложила в середине 90-х в такие продукты, как Prophecy, Trinity, оригинальные OASYS и Z1. К счастью, технология «WaveSequencing» не исчезла навсегда. В 2004 году она возродилась в виде софтового инструмента и в некотором виде в OASYS и Kronos. Теперь же, спустя четверть века с момента прекращения производства последней Wavestation, компания решила вновь вернуть в оборот этого зверя в новом обличие в виде синтезатора Wavestate.
Wave Sequencing 2.0
Движок синтезатора Korg Wavestate основан на работе с семплами и мульти-семплами, которые сама компания называет Волнами (Waves). На этом движке вы можете не только проигрывать эти волны по отдельности, но и объединять их, создавая всевозможные ритмические последовательности звуков и их автоматизацию. Однако, как ни странно, Wavestate— это не совсем усовершенствованная версия Wavestation. Дело в том, что предыдущий синтезатор позволял объединять одну Волну или Волновую последовательность в Голос, четыре Голоса в Патч, один Патч в Партию и наконец восемь Партий в Перфоманс, что в общей сложности давало возможность вложить до 32 источников звука на ноту. Wavestate же позволяет объединять одну Волну или Волновую последовательность в Голос, один Голос в Программу, одну Программу в Слой, а затем четыре Слоя в Перфоманс, что означает максимум четыре источника звука на ноту. Следовательно, он не сможет воссоздать такие же колоссальные текстуры, как и его предшественник. Но расстраиваться тут не из-за чего, ведь данный синтезатор все еще способен производить невероятный диапазон превосходных звуков. Более того, звуковой спектр Wavestate намного шире, чем у Wavestation.
Чтобы разобраться, почему такое возможно, давайте вернемся к Волнам, из которых строятся звуки. Их в Wavestate намного больше, чем прежде, и они занимают память, которая, по словам компании, «в тысячу раз больше», чем у Wavestation. Поскольку объем ПЗУ в оригинальномWavestation достигал всего 2 МБ, это означает, что количество звуков в нем несопоставимо меньше, чем у Wavestate с его памятью в 2 Гб, хоть в старичка и были вложены огромные возможности. Кроме того, память нового устройства не является постоянной, что указывает на возможность перезаписи библиотеки. Однако на данный момент никаких официальных заявлений о возможности загрузки пользовательских семплов компания не давала. Кто-то может посчитать это существенным недостатком, но не нужно торопиться с выводами. Базовая библиотека Wavestate огромна, так что любой сможет найти в ней звуки, которые ему по душе. Кроме того, практически для всех семплов доступно смещение начальной точки воспроизведения. Эта возможность еще сильнее разнообразит библиотеку доступных звуков.
Вы можете программировать собственные звуки, используя отдельные Волны, но на полную Wavestate срабатывает, когда вы объединяете семплы в Волновые последовательности. Чтобы понять, как все это работает, нужно забыть о классическом представлении, что каждой ноте присвоена конкретная высота тона, конкретный звук, конкретная длительность проигрывания и так далее. Вместо этого нужно рассматривать каждый элемент как независимые переменные, которые можно изменять и комбинировать различными способами.
В первоначальном варианте WaveSequencing для каждого семпла можно было настраивать длительность воспроизведения и высоту звука, а также создавать паттерны, которые можно зацикливать. С появлением технологии WaveSequencing 2.0, Wavestate получил возможность обрабатывать каждую из этих характеристик независимо, а количество доступных параметров звука было значительно расширено:
- Timing — это длительность воспроизведения семплов, то есть длительность нот.
- Sample — с помощью данного параметра можно на каждый шаг назначить разные семплы
- Pitch — определяет для каждого шага высоту проигрываемого семпла
- Shape — позволяет настроить на каждый шаг форму огибающей, которая может управлять громкостью и/или питчем текущего семла, а также параметр StepSequencer
-
·Gate — определяет, как долго будет звучать семпл в процентном соотношении в зависимости от параметра Timing
- StepSeq — дополнительный источник модуляции для управления другими параметрами синтезатора
-
Master — когда этот параметр включен, все остальные дорожки, описанные выше, принудительно откатываются в начало после определенного количества тактов или времени в секундах в зависимости от того, включен ли параметр “Tempo”
Каждый параметр имеет свою собственную дорожку, а точки начала, конца и зацикливания можно модулировать индивидуально для каждой ноты, используя LFO, велосити, огибающие или другие источники. Так, например, при проигрывании аккорда каждая нота может иметь свои особенности.
Голоса, Программы, Слои и Перфомансы
Волна или Волновая последовательность, которую вы выбираете в секции Голоса синтезатора— это фактически ваш осциллятор, который на выходе проходит через резонансный фильтр и усилитель этого тембра. Раздел фильтров содержит 12 различных типов, включая эмуляцию фильтров верхних и нижних частот MS20 и PolysixSSM2044. Они позволяют создавать множество уникальных звуков, которых просто невозможно добиться при использовании фильтров низких частот без резонанса, представленных в Wavestation. Помимо этого, Wavestate оснащен новым мультифильтром, в котором объединяются выходы необработанного сигнала с выходами фильтров (дополнительно некоторые из них имеют инвертированную полярность, что открывает еще больше творческих возможностей). Добавьте к этому кучу всевозможных модуляций, и вы получите удивительные результаты.
Также секция Голоса включает в себя три генератора огибающей ADSR, четыре комплексных LFO и два процессора модуляции. Последние способны на такие вещи, как эмуляция электронного переключателя между двумя источниками модуляции, смещение их по времени друг относительно друга, квантизация их выходов, масштабирование, сглаживание и суммирование. Кроме того, каждый модулятор сам может быть изменен другими источниками. Возможности практически безграничны.
Следующий уровень называется Программой. Он добавляет Голосу три уникальных процессора эффектов. На синтезаторе они выведены в отдельную секцию и представляют из себя следующий набор: Pre (девять типов эффектов, включая вейвшейпинг и кольцевую модуляцию), Mod (15 типов) и Delay (5 типов). Полная настройка всех эффектов осуществляется в меню, но четыре наиболее важных параметра (обычно это скорость, глубина, тон и dry/wet) можно контролировать прямо на передней панели, используя два специальных регулятора и их подфункции Shift. Очень радует качество эффектов, большинство из них безусловно найдут свое реальное применение на практике любого пользователя. Однако следует отметить, что в связи с не очень удобным расположением регуляторов в правом верхнем углу практически невозможно одновременно играть и крутить ручки.
Дальше в списке уровней идет Слой, который добавляет арпеджиатор и позволяет настраивать следующие функции:
Наконец, последний уровень — Перфоманс. Он включает в себя до четырех Слоев и добавляет векторный генератор огибающей, а также общий ревербератор и четырехполосный параметрический эквалайзер. Здесь же можно выбрать альтернативные гармонические лады: арабский, натуральный мажор, натуральный минор и т.д. Потенциал для модуляции синтезатора на уровне Перфоманс поразителен, доступно более 1000 направлений. Более того, нам так ни разу и не удалось достичь верхнего предела количества модуляций. Поэтому, пожалуй, будет справедливо сказать, что вы никогда не исчерпаете возможности для модуляции различных параметров этого синтезатора.
В использовании
Внешний вид Wavestate продолжает серию Korg Minilogue. Из наиболее примечательного — расположение колес модуляции и питча на панели сверху от клавиатуры, т.к. ширина устройства не позволяет расположить их сбоку. Помимо этого, клавиатуре синтезатора явно не достает функции послекасания, как еще одного рычага управления модуляцией. Обе эти проблемы решаются простым использованием внешнего миди-контроллера.
Что касается общего исполнения корпуса, то к несу так же есть пара небольших вопросов к решениям компании. Во-первых, верхняя панель из пластика — это странно, учитывая, что у Minilogue она металлическая. Тем не менее, стоит отметить, что на вид конструкция довольно прочная, нигде ничего не прогибается. В общем, выполнено качественно. К тому же, не в последнюю очередь благодаря использованию пластика, синтезатор довольно легкий — всего около 3 кг. А во-вторых, по периметру верхней панели дизайнеры решили украсить Wavestate небольшими ямочками в форме пирамиды. Выглядит, конечно, стильно, но в этих местах, скорее всего, будет скапливаться пыль, поэтому придется чаще протирать синтезатор или приобретать дополнительную крышку.
А теперь перейдем к однозначным плюсам Wavestate. В первую очередь нельзя не отметить удобство панели управления синтезатора. По сравнению с оригинальной системой программирования Wavestation, это большой шаг вперед. Огромное количество разнообразных регуляторов позволяет пользователю гораздо проще и плодотворнее экспериментировать. Конечно, относительно небольшой корпус устройства не позволяет полностью избежать копания в меню, но практически каждому элементу управления Korg очень ловко добавила подфункцию Shift. И нельзя сказать, что это неудобно, ведь все основные настройки синтезатора производятся именно на панели устройства, а тот же Shift необязательно постоянно зажимать. Достаточно пару раз нажать на кнопку, и модификатор будет зажат программно.
Достаточно крупный шрифт полностью компенсирует небольшие размеры экрана, хотя последний, конечно, увеличить все равно бы не помешало. Возможно, это в конечном итоге исправят на более крупной модели синтезатора, но загадывать пока рано. До тех пор тонкое программирование Wavestate в меню через экран останется трудоемким, хотя и забавным занятием. Тем не менее, большинству пользователей это может не понадобится вообще, и новые звуки они будут создавать, просто крутя ручки. Особенно хочется отметить белые мод-регуляторы, на которые можно назначить практически любой параметр синтезатора.
Важно понимать, что для полного освоения Wavestate придется просидеть за ним порядка трех-четырех недель. В этом смысле хочется сравнить этот синтезатор с устройствами от Elektron, где на их овладение тоже потребуется потратить какое-то время. Но все это не зря, ведь после вы уже со свистом будете программировать совершенно новые Волновые последовательности, будь то плавные переливающиеся пэды или беспорядочные обрывистые звуки. А если вы вдруг уткнетесь в стену, и у вас больше не останется идей, Korg предусмотрительно добавил функцию рандомизации. Чтобы добиться вразумительных результатов, вы можете ограничить область ее действия определенными аспектами звука и выбрать максимальную степень рандомизации.
Wavestate поставляется с обширной библиотекой постоянных звуков, с 240 готовыми Перфомансами, 740 Программами и 1000 Волновых секвенций. Помимо этого, в синтезаторе предостаточно места для сохранения собственных десятков тысяч новых Перфомансов. Это означает, что вечная проблема корректировки одного патча (или Программы, или чего-либо еще), чтобы он звучал совсем немного иначе, здесь больше не существует. Вы также можете помещать любимые Перфомансы в Сет-листы для более удобного доступа к ним. И опять же, нет никакого ограничения на количество этих списков.
Что касается самих звуков, по правде говоря, даже пытаться описать их парой предложений не имеет никакого смысла. В синтезаторе представлено все: от высококачественных патчей в стиле больших рабочих станций до плавных парящих пэдов, от векторного синтеза до эмуляции таблично-волнового синтеза, от эмуляций аналоговых синтезаторов до EDM и хардкор-битов. Конечно, иногда звук не такой глубокий и текстурный, как у Wavestation, но новый синтезатор способен генерировать гораздо более широкую палитру звуков. К тому же, вследствие более высокой частоты дискретизации и большей мощности DSP, Wavestate намного ярче своего предшественника. Помимо этого, он обладает вдвое большей максимальной полифонией — до 64 нот.
Задняя панель
На задней панели Wavestate не так много различных In/Out-опций, как могло бы быть. Для вывода звука из устройства представлены стандартная пара балансных выходов L-R и 6,3 мм выход на наушники. Помимо этого, есть вход для педали сустейна и два 5-пиновых MIDI разъема In, Out. Для подключения к компьютеру представлен USB класса B. Wavestate поддерживает работу как с Windows, так и с Mac. Питается устройство от сети с помощью стандартного корговского адаптера (DC12V, 2500mA).
Программное обеспечение Wavestate
Как уже говорилось выше, для получения максимума от Wavestate придется покопаться в его меню. Следовательно, программный редактор был бы очень полезен, особенно для наглядности сложных Волновых последовательностей. К сожалению, пока что Korg ни о чем подобном нигде не заявляла. В любом случае, Wavestate поставляется с огромным пакетом программного обеспечения, в число которого входят такие продукты, какGadget 2 LE, Module и M1 LE, а также синтезаторы из UVI и AAS.
Плюсы
Минусы
Резюме
Wavestate — это невероятно мощный синтезатор в удивительно маленьком корпусе. У кого-то могут появиться некоторые вопросы к его исполнению (отсутствие функции послекасания, пластиковый корпус и т.п.), но сомнений в качестве звучания и широте его возможностей точно не возникнет ни у кого