Обзор Waldorf Iridium
Компания Waldorf всегда занимала уникальное положение в отрасли. После закрытия Palm Products GmbH у них осталось множество наработок в области таблично-волновых синтезаторов. Со времен существования PPG Wave многие пытались выдвинуть данный вид синтеза на передний план, и именно Waldorf Quantum, кажется, лучше всего справляется с этой задачей. Хотя он и заслуживает своей флагманской репутации, его цена впечатляет.
Квантовый скачок
Компания Waldorf уже давно задумала превратить Quantum в небольшой, компактный девайс, чем, по сути, и является Iridium — настольный синтезатор. Однако, разработчики все же внесли некоторые изменения, которые могут заставить владельцев Quantum задуматься об обновлении. Iridium спроектирован таким образом, чтобы он мог без проблем поместиться на вашем рабочем столе. Компания решила, что лучшим решением будет использовать тот же корпус, что и в Waldorf Kyra. Он не маленький, но умещает в себе множество функциональных возможностей, а что-то меньшее явно приведет к потере контроля. Новый синтезатор получился довольно тяжелым (5,4 кг), что важно, ведь компания предусмотрела возможность крепления синтезатора по стандарту VESA. Такое решение может сильно оптимизировать рабочее пространство на студии, но понадобится прочный кронштейн. Вес, к слову, свидетельствует о качестве сборки. Его компоненты, металлическая панель и корпус весьма прочные, а сенсорный экран четкий, хотя иногда кажется, что он не отзывчивый, в зависимости от объема отображаемой информации.
Поскольку в новом девайсе нет музыкальной клавиатуры, производитель позаботился о том, чтобы у пользователя была возможность подключения внешних устройств с помощью стандартных разъемов MIDI или USB. Для передачи аудио Waldorf оснастили Iridium четырьмя 6,3 моно-джеками на вход и выход (по два соответственно). Помимо этого, для подключения оборудования Eurorack предусмотрено четыре входа CV, а также разъемы Gate и Clock. Как и в Quantum, здесь также есть слот для SD-карты для загрузки пользовательских семплов и волновых таблиц.
Помимо очевидных изменений размеров Iridium, есть еще два важных отличия от Quantum. Во-первых, количество голосов было увеличено до 16. Второе большое изменение —это уход от аналоговых фильтров в пользу их цифровых собратьев. Возможно, это уводит Iridium от его корней в компании PPG, где цифровые осцилляторы всегда шли в комплекте с аналоговыми фильтрами. Но все не так критично. В Iridium вшита последняя версия программного обеспечения 2.0, которая предлагает множество новых возможностей, в том числе и новый режим осциллятора.
Осцилляторы
В Iridium установлено три одинаковых осциллятора. Каждый предлагает на выбор пять волновых режимов, которые переключаются с помощью четырех кнопок. Последние при нажатии подсвечиваются. Новый режим «Kernels» требует нажатия двух кнопок одновременно, что четко обозначено на передней панели.
Даже несмотря на то, что Iridium соответствует структуре многих субтрактивных синтезаторов, это прежде всего таблично-волновое устройство, а значит осцилляторы здесь значат многое. Без преувеличения, можно просто включить один осциллятор в первый же режим «Wavetable» и потеряться в нем на несколько часов. Каждый осциллятор имеет пять регуляторов с выделенной маркировкой для каждого режима. Они также взаимодействуют и с шестью другими регуляторами, расположенными возле сенсорного экрана.
В режиме «Wavetable» можно без проблем создавать различные сложные текстуры даже с помощью стандартных волновых таблиц, поставляемых Waldorf. Если этого недостаточно, можно использовать слот для SD-карты для импорта собственных таблиц.
Все осцилляторы работают независимо друг от друга. Так что, например, если вы захотите накрутить дополнительный слой саб-баса, можно просто переключить второй осциллятор в стандартный субтрактивный режим «Waveform» и опустить его на октаву. У каждого осциллятора есть регулятор грубой и точной настройки по высоте (Coarse и Fine соответственно).
В режиме «Particle» открывается доступ к семплерным возможностям нового устройства. С семплами здесь можно как играться в стандартном режиме, так и использовать их в качестве источника для гранулярного синтеза. Подобно режиму «Wavetable», здесь тоже запросто надолго потеряться и открыть для себя много нового. Загрузка семплов осуществляется на SD-карту. Но важно отметить, что для полноценной работы лучше использовать семпл-паки, а загрузка собственных может занять целую вечность, поскольку отсутствует пакетная загрузка. Но если вы проникнитесь гранулярным безумием режима «Particle», скорее всего, вас уже не будут волновать проблемы с семплами.
Режим «Resonator» может похвастаться четкими и перкуссионными резонирующими звуками, идеально подходящими для накручивания различных текстур.
Kernel
Так мы плавно подобрались к новому режиму «Kernel». На старте в этом режиме есть 14 шаблонов. Помимо более привычного наслаивания дополнительных голосов для расстройки патча, здесь также возможен ряд частотных (FM) и звуковых (AM) модуляций.
В плане сложности звука новый режим просто поражает. Он может практически моментально перейти от нежного к агрессивному, и все это с невероятной степенью контроля и изощренности. Основная идея нового режима базируется на разработанной компанией Yamaha для синтезаторов DX концепции традиционного FM-синтеза. Но если с DX7 приходилось крутить ручки вслепую, дисплей Iridium и обширные возможности модуляции значительно упрощают работу с таким сложным типом синтеза.
FM-синтез никогда не станет так же прост для понимания, как субтрактивный синтез. Но большие сенсорные дисплеи, безусловно, этому способствуют. Перейдя в режим редактирования, можно увидеть, что дисплей имитирует знакомые алгоритмы синтезаторов DX.
Фильтры
Все три осциллятора Iridium суммируются в микшер, который направляется в секцию фильтров. Большой экран маршрутизации позволяет с легкостью определять путь сигнала. Как следствие, осцилляторы могут направляться в определенные фильтры или полностью их обходить. Это может быть особенно полезно при построении комплексного звука в случае, если понадобиться оставить нетронутым фильтрами какой-нибудь из осцилляторов.
Еще одно небольшое различие между Iridium и его более крупным предшественником — отсутствие светодиодов рядом с регуляторами уровня в секции микшера. По ним всегда было удобно отслеживать, какой из осцилляторов задействован в данный момент.
Секция фильтра состоит из трех выделенных фильтров, первые два из которых объединены. Как уже упоминалось, они цифровые, но на слух это едва заметно. Iridium предлагает множество моделей от 12 дБ до 24 дБ с чистыми, грязными или насыщенными окрасами. Объединенные фильтры могут быть как привязанными друг к другу, так и работать независимо. Через всю секцию сигнал проходит в стерео.
Третий фильтр назван «Digital Former». Помимо стандартных режимов работы, как на первых двух, в Digital Former также представлено множество других фильтров, основанных на наработках компании Waldorf. Здесь представлены модели PPG, Largo и Nave, а также комбинированные фильтры, биткрашеры и многое другое.
Модуляция
Неудивительно, что возможности модуляции у Iridium огромны. У него есть шесть огибающих, первые три из которых назначены на два фильтра и усилитель. Изменение любого из параметров ADSR открывает на экране страницу огибающей, где можно увидеть ее движение при проигрывании любой ноты.
Iridium может похвастаться шестью LFO, экран настройки которых также открывается при любом движении ручки. Из-за нехватки места на панели компании не удалось избежать использования подфункций на регуляторах. Но Waldorf спроектировали новый синтезатор так, что можно легко получить доступ к желаемой огибающей или LFO с помощью соответствующей кнопки.
Назначение любой модуляции через матрицу интуитивно понятно. Для маршрутизации доступно 40 слотов, а весь процесс представляет собой выбор источника, объекта модуляции и глубины, для которой доступны как положительные, так и отрицательные значения. Здесь также стоить отметить наличие четырех CV-входов. Если встроенные LFO вам не по вкусу, вы всегда можете использовать внешнее Eurorack-оборудование или другое устройство, оснащенное выходом CV, и подключить свой собственный источник модуляции.
Наконец, в Iridium можно смоделировать свои собственные LFO или огибающие с помощью «Komplex Modulator». По сути, это просто инструмент для рисования одиночных или повторяющихся сигналов модуляции. В использовании все тоже легко: выбрали модулятор и нарисовали его на экране.
Пэды
Waldorf добавили в Iridium 16 пэдов, с помощью которых можно проигрывать ноты. Благодаря расположенным поблизости кнопкам быстрого доступа осуществляется переназначение нот или привязка их к различным гармоническим ладам. Пэды также можно использовать для проигрывания разных типов аккордов. Помимо этого, в Iridium есть арпеджиатор и секвенсор, последний из которых допускает программирование паттерна, содержащего до 30 шагов. Пэды не чувствительны к скорости нажатия, что очень печально, учитывая превосходное качество Iridium в целом.
В завершение
Iridium — еще один пример замечательной работы компании Waldorf. Это устройство в прекрасной сборке станет отличным источником творческого вдохновения для всех, кому нравится работа с аппаратными синтезаторами. Передняя панель кажется немного загруженной, но в большинстве случаев это оказывается предпочтительнее отсутствию контроля.
Iridium звучит как полноценный профессиональный синтезатор с огромной палитрой звуков: от мягких пэдов до увлекательных комплексных текстур. Встроенные классические эффекты в конце знакомого сигнального тракта звучат одинаково хорошо и открывают доступ к еще большим возможностям. Это идеальный вариант для тех, у кого есть небольшая студия, хотя синт все же займет немало места на столе.
В нем полно готовых пресетов, но по-настоящему насладиться данным устройством можно только погрузившись в создание собственных патчей на долгие, долгие часы. Если вам нравится таблично-волновой синтез, вас точно не оставит равнодушным этот новый прибор.
Источник.- Комментарии