Краткая история фильтров (+ 3 лучших плагина)
Фильтры являются одними из самых старых электронных аудиоэффектов и начинают свою историю еще с ранних дней телефонии. Но тогда, в начале 20 века, примитивные фильтры обычно обладали лишь парой «тоновых» регуляторов, каждый с фиксированной частотой (низкие или высокие частоты) и определенными уровнями усиления.
Такое описание фильтров очень подходит эквалайзерам на старых магнитофонах времен советского союза. На самом деле, это один и тот же эффект. Эквалайзеры на магнитофонах используют фильтры, предназначенные для настройки определенных частотных диапазонов. В первых студиях чаще встречались эквалайзеры, которые больше подходят под определение современного фильтра с одним регулятором частоты среза и резонанса. И все же их цель была та же: взять под контроль определенные частоты на пути прохождения сигнала.
Лишь некоторые эквалайзеры сумели сильно повлиять на музыкальную индустрию, но ни один из них не произвел такого эффекта, как Pulse Techniques EQP-1a и его различные версии. Это устройство обладало уникальной способностью как понижать, так и повышать уровень определенной частоты. Различные кривые позволяли, например, усилить область частоты среза, одновременно вырезая частоты чуть выше нее. Этот прием часто используется на бас-барабанах — при применении к диапазону 60 Гц, эквалайзер может повысить уровень звука на низком спектре без искажения сигнала.
Хотя ранние эквалайзеры и имели много общего с современными фильтрами, именно модуль фильтра 904a от Роберта Муга оказал наибольшее влияние на современный дизайн этого эффекта. 904a был разработан для модульных систем Moog. Он представляет собой резонансный фильтр нижних частот, который позволяет контролировать частоту среза и резонанс вручную либо с помощью входящего напряжения. Четырехполюсная конструкция с крутым спадом позволяет добиться самовозбуждения фильтра, увеличив резонанс.
До Муга (и его современника Дональда Бухлы) музыканты-электронщики были вынуждены использовать генераторы сигналов и фильтры, разработанные для лабораторных исследований. Такое оборудование было громоздким и нем нельзая было «играть», как на традиционных инструментах. Чтобы создавать отдельные ноты и мелодии, музыкантам приходилось прибегать к разрезанию и склеиванию отдельных фрагментов магнитной ленты.
Пионеры электроники, такие как Муг и Букла, сильно изменили правила игры, представив системы, специально предназначенные для создания музыки. Муговский стандарт 1 вольт на октаву и функциональная клавиатура привлекли музыкантов в мир электронной музыки. Благодаря широкому успеху его модульной системы и последующему автономному синтезатору Minimoog, фильтр Moog стал стандартом, к звуку которого стремились все остальные производители.
Британская компания EMS для своего синтезатора VCS3 разработала фильтр с применением совершенно другой технологии. Основным компонентом фильтров Moog является транзистор, а EMS разработали их на основе диодов. Результатом такого решения стал менее точный фильтр с живым, ярко выраженным характерным звучанием.
Несмотря на то, что эти фильтры и были частью синтезаторов, вскоре такие музыканты, как Пит Тауншенд из The Who, обнаружили, что этот компонент можно также эффективно использовать для обработки внешнего оборудования. Позже фильтры уже применялись с всевозможными гитарами, органами, ударными и даже вокалом.
К середине 80-х годов в моду вошел цифровой синтезатор без фильтров DX7 от Yamaha, и аналоговые синтезаторы потеряли популярность. Пройдет еще десятилетие, прежде чем музыканты и производители снова вернуться к аналоговому фильтру. В 1990-х годах в магазинах вновь начали появляться автономные фильтры, в том числе Mutronics Mutator в 1996 году и знаменитый Sherman Electronics Filterbank годом позже.
В настоящее же время у музыкантов есть огромный выбор фильтров на любой вкус, и лишь немногие из них не были воссозданы в формате Eurorack или как программный плагин.
3 лучших плагинов
Softube Mutronics Mutator
Разработанный на основе редкой модели 90-х годов, плагин Softube Mutronics Mutator оснащен некоторыми современными удобствами, такими как возможности синхронизации темпа и автоматизации. Оригинальное стереоустройство использовалось такими гигантами, как Fatboy Slim, Radiohead и DaftPunk.
Togu Audio Line TAL-Filter-2
TAL делают одни из лучших в мире эмуляций оборудования 80-х годов, как бесплатные, так и платные. Первый фильтр компании был оснащен встроенной огибающей, а в TAL-Filter II добавили графический конструктор огибающих, который можно использовать для модуляции одного из семи типов фильтров, громкости или панорамирования.
Moog Filtatron
Filtatron стал первым приложением для iOs от Moog. Это эмуляция знаменитого фильтра 24 дБ на октаву, который используется в продуктах Moog уже долгие годы. Вы можете как направлять внешние сигналы через него, так и использовать входящие в его состав осциллятор или сэмплы. Возможна модуляция LFO и огибающей, а также присутствует встроенная задержка.
- Комментарии