Бедрум-продюсеры: как не выходя из дома начать создавать музыку
Интернет — это безграничный ресурс информации, который с каждым днем становится все больше и сложнее. Параллельно с его развитием множество прогрессивных технологий и знаний становится все более доступным с каждым днем. В музыкальном мире такая тенденция привела к появлению новой творческой единицы — «бедрум-продюсера».
Где был полностью записан культовый альбом Билли Айлиш? Верно! В небольшой спальне.
В наши дни писать музыку прямо у себя дома стало не просто нормой. Это уже превратилось в некий культ. Это дешевле, проще и в некотором смысле лучше. Поэтому в этой статье мы разберемся, кто такие комнатные продюсеры и как стать одним из них.
Краткая история
В традиционном понимании музыкальный продюсер — это человек, который помогает музыкантам, певцам и группам довести их песню от идеи до конечного продукта. Он выступает для артиста своего рода креативным директором и помогает ему правильно и доступно реализовать свое видение песни.
Вопреки распространенному мнению, раньше продюсеры не писали саму песню. Их работа в основном заключалась во взаимодействии со звукозаписывающими лейблами. А работу непосредственно над записью они делегировали подопечным артистам, инженерам сведения и мастеринга, а также вносили свой вклад на каждом этапе.
Раньше продюсеры часто сами хорошо разбирались во всем студийном оборудовании, помогали с аранжировкой, добавляли и убирали инструменты из композиции, а иногда даже участвовали в процессе записи. Они могли принимать какие-либо творческие решения относительно песни, но в целом именно артист диктовал основную идею композиции.
Однако с развитием музыкальных технологий роль продюсера стала размываться. Повсеместная цифровизация постепенно привела к тому, что для полноценного продакшна студиям больше нужно было арендовать недвижимость для размещения крупного оборудования: микшерных консолей, рэковых девайсов, сложной маршрутизации и т.д. Большая его часть стала не только меньше по размеру, но и значительно дешевле — постепенно широкой публике открылась возможность собрать собственную звукозаписывающую студию у себя дома. Фактически, ситуация в музыкальном мире изменилась настолько сильно, что роль продюсера перевернулась с ног на голову.
Вскоре любой желающий мог обойтись самым простым набором, состоящем из секвенсора или компьютера, пары микрофонов, MIDI-клавиатуры и семплера. Позже даже такая модель устарела, и DAW уверенно заняли положение студийного «хаба». Теперь в основе любой студии в мире находится компьютер, на который загружены программы вроде Ableton Live, Pro Tools или Logic Pro X, где и происходит весь процесс создания музыки.
Сегодня электронный/цифровой продакшн уже повсюду: в большинстве поп-композиций и даже во многих неэлектронных жанрах, таких как рок и хип-хоп. Практически 99% музыки на каком-либо этапе записывается на компьютер и обрабатывается с помощью каких-либо цифровых эффектов.
Кто такой бедрум-продюсер и что его определяет?
По сути, термин «бедрум-продюсер» относится ко всем, кто пишет музыку дома, а не на студии звукозаписи, как это было раньше.
Человек-оркестр
Прежде всего бедрум-продюсер занимается самостоятельно всем (или практически всем): от придумывания основной идеи композиции до мастеринга. Для большего понимания процесса написания музыки, перечислим основные этапы:
- Сонграйтинг
- Саунд-дизайн
- Запись
- Аранжировка
- Сведение
- Мастеринг
Это необычная концепция для большинства традиционных продюсеров старой школы, которые, возможно, и обладали достаточными знаниями, чтобы придумать основную творческую идею, но обычно делегировали такие задачи кому-то другому.
Конечно же и у подхода «все-в-одном» есть свои минусы. Прежде всего стоит отметить полное отсутствие контроля качества. Сегодня любой желающий может скачать взломанную копию DAW и начать штамповать заурядные, плохо сведенные биты. Другая проблема заключается в том, что домашние продюсеры часто слишком много внимания уделяют каким-то конкретным аспектам написания музыки, забывая об остальных: они могут увлечься саунд-дизайном, но пренебречь сонграйтингом, или сосредоточиться на сведении, а не на выборе подходящих семплов.
Но у такого подхода есть и свои положительные стороны. Достаточно лишь немного углубиться в тему, и будет понятно, что бедрум-продюсеры подарили миру множество прекрасной музыки, которую иначе никто бы даже не услышал.
Отсутствие высококлассного оборудования
Бедрум-продюсеры зачастую начинают заниматься музыкой как хобби, поэтому не готовы вкладывать большие деньги в приобретение качественного оборудования. Исходя из этого им приходится выжимать максимум возможностей из того, что у них есть. Они больше не нуждаются в высококлассных аудиоинтерфейсах, студийных мониторах и акустической обработке помещения.
Обычно бедрум-продюсеры используют стандартные инструменты, встроенные в выбранный ими секвенсор, или определенный минимальный набор сторонних плагинов. Потому что в наше время все, как правило, все программное обеспечение поставляется уже в готовом виде со всем необходимым инструментарием.
И такие обстоятельства нередко складываются в пользу хорошей музыки, которую можно создать и с помощью самых базовых плагинов в DAW. Эти ограничения заставляют продюсеров искать более креативные решения в поисках нового звука.
Фактически, многим современным продюсерам удается обойти этот недостаток, приняв его как часть своей эстетики. Это очень хорошо прослеживается по первым хаус-трекам, где качество музыки редко совпадало со стандартами попсы. Такой подход был частью той неотесанной эстетики, которая нравилась фанатам. То же самое можно сказать и про современный лоу-фай хип-хоп, где артисты намеренно стремятся достичь плохого качества звука, даже имея под рукой «более чистые» инструменты продакшна.
Самообразование
Большая часть бедрум-продюсеров не училась в профессиональных музыкальных училищах. Все свои знания они черпали на просторах сети интернет: на YouTube, в блогах и форумах или на онлайн-курсах. Процесс самообразования хорошо способствует развитию разносторонности артиста. Продюсеру не нужно тратить уйму времени на изучение навыков, которые ему, возможно, никогда и не пригодятся. Вместо этого он может сосредоточиться на том, что ему действительно необходимо для достижения желаемых результатов.
Это одна из причин того, почему так много современных продюсеров добиваются успеха молодыми — у них есть доступ ко всему необходимому с самого раннего возраста. Раньше такое и представить было невозможно. Более того, зачастую их прогресс развивается в ускоренном темпе, так как они могут адаптировать свое обучение к своему собственному темпу.
За последние 5-10 лет объем знаний, доступных на таких сайтах, как YouTube, резко вырос. И этот процесс не останавливается. На любой возможный запрос касательно продакшна можно с легкостью найти десятки различных ответов.
Все своими руками
Многие бедрум-продюсеры выпускают свою музыку самостоятельно либо тесно сотрудничают с небольшими независимыми лейблами. Часто к своим работам они создают собственные обложки, сами управляют социальными сетями, занимаются менеджментом, запускают серии вечеринок и т.д. Только добившись достаточной популярности, они нанимают менеджера, букинг-агента и обзаводятся лейблом.
Почему? Просто потому что большинство бедрум-продюсеров занимаются написанием музыки как хобби. Это не их постоянный способ заработка, и у них банально нет ресурсов, чтобы вкладывать деньги в оплату работы другим профессионалам. Поэтому они берут все на себя. У них просто нет другого выхода.
Что нужно, чтобы стать бедрум-продюсером?
Как мы уже выяснили ранее, большинство бедрум-продюсеров начинают с минимальным капиталом, поэтому сегодня любой желающий может попробовать себя в этой роли. Не слушайте никого, кто говорит, что вам обязательно нужно приобрести какой-то определенный плагин или DAW, потому что без них ничего не получится.
Для старта вам понадобится лишь следующий минимальный набор:
- Ноутбук / компьютер
- DAW
- Наушники
С большой долей вероятности у вас уже есть компьютер или ноутбук, способный выполнять большинство задач по созданию музыки. Если же нет, то придется приобрести. Технически вы, конечно, можете записать песню или даже целый альбом, используя лишь мобильное устройство, но это не идеальный вариант. К тому же, ниже мы будем говорить о программном обеспечении, которое не всегда совместимо с карманными девайсами.
Выбирая ноутбук, убедитесь, что он имеет как минимум следующие параметры (важно понимать, что чем они лучше, тем более сложные проекты компьютер сможет обрабатывать):
- Двухъядерный ЦП
- 2 гигабайта ОЗУ
- 120 ГБ на жестком диске
Следующий пункт в нашем списке — цифровая звуковая рабочая станция (англ. digital audio workstation, DAW) — это программное обеспечение, предназначенное для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука на вашем компьютере. Иными словами, именно здесь вы и будете создавать музыку.
Сегодня на рынке представлено множество DAW в разном ценовом диапазоне. Если вы только начинаете, перед приобретением было бы полезно сначала протестировать демонстрационные версии программ, чтобы хотя бы примерно понять, в какой вам будет удобнее работать. Ниже представлен небольшой список самых популярных DAW:
- FL Studio
- Ableton Live
- Reason
- GarageBand
- Logic Pro X
- Reaper
- Pro Tools
Что же касается наушников, то для начала лучше использовать модели закрытого типа. Они лучше изолируют звук, что может пригодится, если вы захотите записать голос. Дело в том, что музыка из закрытых наушников во время исполнения будет намного меньше просачиваться в микрофон, т.е. не будет записана в одну дорожку с голосом.
Вот краткий список самых популярных моделей наушников:
Наушники может с легкостью заменить пара профессиональных мониторов. Мониторами в музыкальной среде называют специальные громкоговорители, основная задача которых максимально ровно передать воспроизводимую аудиоинформацию. Грубо говоря, это колонки, но в отличие от пользовательской акустики, они никак не искажают и не приукрашивают звук. Однако, дополнительно к профессиональным мониторам вам потребуется аудиоинтерфейс, что значительно увеличивает минимальный бюджет. Поэтому про них мы поговорим чуть позже.
Что вам может пригодится дополнительно
Описанные выше пункты — это лишь минимальный набор инструментов, необходимых для старта. По мере развития вам могут понадобиться еще некоторые продукты, вроде микрофона для записи голоса или синтезатора.
Стоить отметить, что не всегда дороже равно лучше. К примеру, если вы записываете голос в акустически неподготовленном помещении, то каким бы дорогим не был ваш микрофон, огрехи комнаты также попадут на запись и помешают сведению. Более того, зачастую супердорогие модели рассчитаны на работу в профессиональных условиях. Они более чувствительны, а значит более восприимчивы к нюансам.
Конечно же, это не значит, что самый дешевый микрофон за 1 000 рублей — ваш однозначный выбор. Просто ваша студия и качество оборудования должны соответствовать вашим навыкам. Нужно понимать, что микрофон за 100 000 рублей растеряет весь свой потенциал в пустой комнате.
Итак, вот еще некоторые основные инструменты современного продюсера:
Аудиоинтерфейс
Аудиоинтерфейс — это устройство, которое позволяет соединить микрофоны и другие аудио-девайсы с компьютером. Помимо этого, они зачастую оборудованы специальными разъемами для подключения профессиональных мониторов. Подробно про аудиоинтерфейсы вы можете почитать в нашем гиде.
Из года в год аудиоинтерфейсы становятся все лучше и лучше. Так что сегодня на рынке представлены модели с довольно мощными предусилителями и всем необходимым функционалом по доступной цене.
Наш фаворит — Audient iD14 Mk2. В нем есть все, что может вам понадобиться на начальных этапах. Также советуем присмотреться к следующим интерфейсам:
Микрофон и аксессуары
Если вы планируете записывать голос, то без микрофона не обойтись. Советуем сразу рассматривать только конденсаторные модели, т.к. они улавливают гораздо более чистый звук, чем динамические. Отличные варианты для первого микрофона — Audio-Technica AT2020 или AKG P120. Они достаточно качественные и весьма бюджетные.
Наряду с микрофоном вам понадобится кабель XLR, стойка и поп-фильтр. Их можно смело выбирать исходя из бюджета. Также важно отметить, что конденсаторным микрофонам обязательно нужно дополнительное фантомное питание, которое обеспечивают практически все модели современных аудиоинтерфейсов.
Виртуальные синтезаторы (VSTi)
Как и DAW, VSTi — это тоже программное обеспечение. Виртуальные синтезаторы зачастую являются эмуляцией реальных инструментов. Поэтому приобретение таких плагинов откроет вам доступ к звуку различных легендарных дорогостоящих синтов за небольшую плату.
Помимо эмуляций в мире VSTi представлено практически безграничное множество авторских проектов, не имеющих реальных аналогов. Среди них можно найти что угодно на любой вкус и цвет. Однако перед покупкой настоятельно рекомендуем скачивать пробные версии, чтобы случайно не потратить свои кровные на то, чем не будете пользоваться.
Семплы
Семплы — это предварительно записанные звуки различных музыкальных инструментов, природных явлений, кухонных инструментов и вообще всего, что угодно. Библиотеки семплов нередко создаются энтузиастами, поэтому в сети сегодня можно найти абсолютно все, что придет на ум. Их вы можете использовать для создания своей музыки, не опасаясь за авторские права. Как и в случае с VST-плагинами, существует множество как бесплатных, так и платных библиотек семплов на любой кошелек.
Что может пойти не так
Разобравшись с тем, что может пригодится на первых порах бедрум-продюсеру, обсудим основную проблему, с которой сталкиваются большинство начинающих. Как только они собирают свой первый сетап, обычно сразу же бегут на YouTube в поисках обучающих материалов. Но обилие разрозненной бесплатной информации редко грамотно структурировано, если вообще хоть как-то структурировано. Это приводит к тому, что за неимением кого-то или чего-то направляющего новичков, они начинают допускать ошибки, о которых даже не подозревают. А сам процесс обучения растягивается на долгое время.
Конечно, идеальное решение этой проблемы — обратиться за помощью к профессионалам и записаться на обучение. Однако не всегда есть такая возможность, поэтому ниже мы приведем основные модули информации, изучив которые вы сможете написать свой первый хит от начала и до конца:
· Ритм: Как работает ритм, ударная партия в различных стилях.
· Музыкальная теория: Основы музыкальной теории.
· Аудио: Запись и редактирование аудио, семплирование.
· Синтез: основы синтеза, его типы, синтез различных тембров.
· Аранжировка: Музыкальная структура треков различных жанров.
· Сведение: Основы акустики, работа с эффектами и микшером.
· Мастеринг: Финальная обработка ваших треков для последующего выпуска.
Советы начинающим продюсерам
Напоследок хотелось бы дать несколько советов начинающим продюсерам и указать на некоторые основные ошибки, которые можно запросто упустить из виду.
Динамика
Кому-то данный совет может показаться очевидным, но все же это важно отметить: если ваша композиция будет звучать относительно одинаково все время, она быстро надоест. Именно по этой причине в каждом хорошем треке есть тихие и громкие моменты, а также моменты, наращивающие либо сбавляющие эмоциональное напряжение и т. д. Все они отличаются друг от друга.
Такую динамику можно сравнить с приливами и отливами. Если у вас простой, ненасыщенный куплет, сделайте припев более громким и ярким. Добавьте бридж перед последним припевом. Или начните с пары текстурных слоев, а к концу композиции увеличьте их количество в несколько раз.
Следуйте простому правилу: слушателю становится скучно быстрее, чем вы думаете.
Частотный спектр
Следите за равномерной частотной наполненностью вашей композиции. Если какая-то определенная область спектра переполнена звуками, трек будет звучать грязно. Это верный признак того, что вам нужно либо их сократить, либо добавить инструментов, выравнивающих общий баланс.
Слишком много высоких звуков, вроде хай-хетов, шейкеров или колокольчиков? Добавьте немного теплой акустической гитары или опустите на октаву какой-либо инструмент. Переборщили с нижней серединой (обычно это бас)? Добавьте что-нибудь в среднечастотный диапазон.
И самое главное: не бойтесь избавляться от лишнего. Удаление инструментов, перегружающих какой-либо частотный диапазон, очистит микс и выведет основные инструменты на первый план.
Ширина
Работа над стерео-картиной трека обычно производится уже на стадии сведения, но начать панорамировать инструменты вы можете еще на этапе аранжировки. Это поможет вам более полно представить финальный результат, а также решит некоторые конфликты между инструментами, если они присутствуют.
Не бойтесь панорамировать каналы и на 50%, и на 100%. Общее правило звучит так: чем ближе к середине расположен какой-либо инструмент, тем больше его в миксе. Кроме того, высокочастотные инструменты обычно лучше поддаются панорамированию, а более басовые — лучше звучат в центре.
Иногда чем меньше, тем лучше
Начинающие продюсеры ближе к финалу нередко думают, что их трек недостаточно хорош, и нужно обязательно что-то еще добавить, иначе выходит неинтересно. И иногда это правда. Но на практике в большинстве случаев ситуация складывается ровно наоборот: чем меньше, тем лучше. Например, иногда оказывается предпочтительнее поддержать сильный и эмоциональный вокал минимальным набором инструментов.
Если вы застряли на этапе написания трека, отличным решением будет попробовать удалить некоторые элементы и посмотреть, как все звучит без них. Нередко такой прием приводит к зарождению новый интересных идей.
Реализуйте все свои идеи
Этот совет мы подсмотрели у Джейкоба Кольера на YouTube: извлекайте все свои идеи из головы. Как только вас посетила какая-либо мысль, сразу же открывайте свою DAW и записывайте все, что пришло вам в голову. Потом вы сможете решить, что хорошо, а что плохо. Вернитесь к своему проекту в другой день со свежими, отдохнувшими ушами. И уже тогда примите решение о том, какие идеи оставить, а какие удалить.
Не переусердствуйте с эффектами
С эффектами нужно работать осторожно: лучше использовать их только тогда, когда у вас есть конкретное представление о том, какой звук вам нужен. В противном же случае, с эффектами лучше не спешить. Вы всегда сможете добавить их на стадии сведения.
Закройте глаза
Когда ваша работа приближается к завершению, сядьте поудобнее, закройте глаза и нажмите кнопку воспроизведения. Вы не сможете увидеть свой проект в DAW или отвлечься на входящие сообщения. Зато вы сосредоточите свою творческую энергию исключительно на песне.
Сохраняйте
Сохраняйте свои проекты так часто, как только можно. Намного чаще, чем вам может показаться достаточным. В любой момент программа или вообще весь компьютер могут крашнуться.
Отдыхайте
Ваши уши могут и будут уставать. Не проводите за работой без перерыва больше часа. Даже 10 минут отдыха будет вполне достаточно. Перекусите, прогуляйтесь, займитесь физической нагрузкой или растяжкой, а затем возвращайтесь к музыке.
Усидчивость
Лучшие продюсеры всегда стараются стать еще лучше и стабильно работают. Это не значит, что нужно проводить 24/7 за музыкой, но для того, чтобы стать лучше, вы должны регулярно что-то писать.
Источники:
https://blog.iinet.net.au/music-production/
https://www.edmprod.com/bedroom-producer/
https://www.musicianonamission.com/bedroom-producer/
- Комментарии