Покупка мониторов может стать настоящим испытанием для нервов, ведь так трудно выбрать среди многочисленных компаний-производителей, а информация на тематических форумах не только не помогает, но окончательно запутывает. При выборе студийных мониторов ориентироваться стоит в первую очередь на помещение — существующие акустические проблемы могут ухудшить звучание мониторов.
Рис. 1: Реальность vs. Ожидание
В этом гиде мы объясним, почему мониторы с маленьким низкочастотным динамиком (меньше 7”) лучше подходят для маленьких студий, чем их большие собратья.
Почему “меньше — значит лучше”?
Рис. 2: Под “маленькими мониторами” в данной статье подразумеваются все, что меньше 7”
Вот несколько очевидных причин для покупки маленьких мониторов:
- Они недорогие — меньше, чем за 500$ вы сможете приобрести пару 3” мониторов, способных составить конкуренцию большим аналогам
- Покупка маленьких профессиональных мониторов обойдётся куда дешевле, чем больших бюджетных
-
Маленькие мониторы занимают мало места — их можно поставить прямо на рабочий стол и не тратить деньги на стойки для них.
Всё это достаточно очевидные вещи, но давайте рассмотрим вопрос шире и разберёмся, почему же больше — не всегда значит лучше, если речь о мониторах.
Большие мониторы, чтобы впечатлить клиентов
Одна из главных задач больших мониторов в звукозаписывающих студиях — показать клиентам сведённый материал на большом звуке. Комнаты специально строятся под такую акустику, чтобы они смогли раскрыть свой потенциал. Эти мониторы дальнего поля также нужны, чтобы зона наилучшего восприятия (sweet spot) была шире, что даёт возможность оценить микс из разных позиций в комнате.
Рис. 3: Студия Pink, Белград. Dynaudio Pro M3 и Yamaha NS-10Ms в связке с SSL 6000 E
Скажем по секрету, что звукорежиссёры для сведения почти всегда используют маленькие мониторы ближнего поля — у них меньше зона наилучшего восприятия, ограничивающаяся рабочим столом звукоинженера.
Почему?
Маленькие мониторы не создают большое реверберационное поле в контрольной комнате, особенно в низкочастотном спектре. Низкие частоты всегда сложно контролировать, далеко не все профессиональные студии могут похвастаться ровной АЧХ ниже 200 Гц. Мониторы ближнего поля позволяют звукорежиссёру сидеть намного ближе к источнику звука при меньшем уровне dB SPL. Большее количество звука, исходящего из низкочастотного динамика и твитера, не отражается сперва от стен, создавая реверберацию, а идёт прямиком на вас.
Весьма простое правило: размер мониторов должен быть пропорционален размеру комнаты.
Определение маленькой комнаты
Итак, какого размера “маленькая комната”? Многие специалисты по акустике принимают за правило следующие параметры:
- Маленькая комната: меньше 42 м3
- Средняя комната: от 42 м3 до 85 м3
- Большая комната: больше 85 м3
Для маленькой комнаты пропорции примерно таковы: Д410-Ш310-В280 см.
Рис. 4: Любую комнату с меньшими пропорциями можно считать маленькой
Для сравнения: комната с пропорциями Д700-Ш520-В300 с объёмом 109 м3 считается минимумом для обустройства в ней студии — она больше обычной спальни в 2 раза.
Рис. 5: Сравнение размеров маленькой и идеальной комнат
Однако, согласитесь, что комнаты с такими размерами (и с сохранением пропорций) очень редко встречаются в домашних условиях. Считайте себя счастливчиком, если у вас такая.
Размер имеет значение — всё, что <7 дюймов не исключение
Чем больше низкочастотный динамик ваших мониторов, тем дальше их нужно расположить, чтобы найти золотую середину хорошего звучания (sweet spot). Это главное правило при поиске места для мониторов.
И наоборот: чем меньше мониторы, тем ближе к ним вы можете сидеть, как уже было сказано выше. Вы можете расположить их близко друг к другу, и стерео-картина от этого не пострадает. Когда мониторы расположены близко к вам, намного проще составить равносторонний треугольник с вашей головой.
Рис. 6: Равносторонний треугольник между вашей головой и мониторами
Мировой стандарт звукозаписи Yamaha NS-10 имеет 180 мм низкочастотный динамик (это около 7 дюймов), 35 мм твитер и частотный диапазон 60 Гц - 20 кГц.
Ещё один стандарт: Auratone 5C имеет 114.3 мм динамик (4.5”) и диапазон 75 Гц - 15 кГц.
Эти мониторы имеют недостачу в низких частотах, однако, это плюс в маленьких помещениях. Тем самым они не вызовут множество акустических проблем на высоких уровнях dB SPL.
Кстати, о воспроизведении низких частот.
Уровень, при котором бас можно начать слышать (а не только чувствовать) 85 dB SPL, а большинство маленьких мониторов могут выдать, по крайне мере, 95 dB — так что громкость не проблема при выборе небольшой акустической системы.
Основы
Нежелательно создавать много звукового давления в комнате, которая из-за недостаточного объема не может справиться с подобной энергией. Так уж вышло, что комнаты могут воздействовать на некоторые частоты, создавая стоячие волны. Это значит, что акустика в комнате будет воздействовать на некоторые частоты (те, что входят в резонанс с помещением), усиливая или срезая их. Это абсолютно недопустимо для правильного мониторинга.
Не будем затрагивать в этой статье, как и почему это происходит, достаточно сказать, что поместив большие мониторы в маленькую комнату, вы создадите много проблем в низкочастотном спектре при прослушивании. SBIR-эффект (Speaker boundary interference response) одна из таких проблем, она может вызвать конструктивное и деструктивное воздействие на качество прослушивание.
Рис. 7: Гашение звуковой волны из-за SBIR-эффекта
Этот эффект возникает, когда звук соприкасается с препятствиями, находящимися близ мониторов (стены, пол, потолок). Что, в свою очередь, может стать очередной причиной усиления или вырезания определённых частот. Как уже было сказано, с мониторами ближнего поля, расположенными правильно, вы увеличиваете возможность слышать ровный звук и уменьшаете шанс появления подобных искажений. Если вы захотите расположить маленькие мониторы ближе к стене, то это не вызовет акустических проблем, неизбежных при аналогичной ситуации, но с большими мониторами.
С маленькими мониторами меньше звукового давления в комнате, нет SBIR-эффекта, стоячих волн, ранних отражений и у вас более ясная картина при прослушивании. Конечно, имеющиеся проблемы с акустикой никуда не денутся, но вы можете быть уверены, что маленькие мониторы не усилят их.
Почему сразу мониторы? Разве небольшая Hi-Fi система не подойдёт?
Вы можете запихнуть 3” дюймовые твитеры в коробки из под обуви, если знаете все недостатки такого сетапа, и сможете их компенсировать. Сделает ли это вашу работу проще? Ну, скажем, технически, это так же возможно, как переплыть в ванне через океан…
Рис. 8: Небольшая hi-fi система
Большинство средних и низких частот hi-fi системы воспроизводят иначе, чем мониторы. Hi-Fi системы спроектированы, чтобы приукрашивать звук, в то время как мониторы выдают ровную картинку. Это нужно для того, чтобы сведённый микс звучал примерно одинаково на всех устройствах воспроизведения.
Hi-Fi подходят для обычного прослушивания музыки, но никак не для написания. Так как если использовать их в таком ключе, может создаться ситуация, при которой hi-fi система добавляет частоты в микс при мониторинге, а когда в дальнейшем вы послушаете готовый трек на других устройствах, вам станет ясно, что какие-то частоты слишком выделенные или, наоборот, тусклые, и микс разваливается на части.
К слову, те же Yamaha NS-10 на самом деле изначально Hi-Fi система, но такая ситуация как с ними скорее исключение, чем правило.
Но как же бас?!
Чувствовать бас и слышать его — это две большие разницы, которые стоит понимать.
Если вы можете прочувствовать низкие частоты, сидя в маленькой комнате, то это очень хорошее качество для звукорежиссера. Бывают такие случаи, когда вы приходите в клуб, встаёте за пульт и готовитесь поставить ваш новый крутой и мощный трек, готовый взорвать танцпол. Но что-то идёт не так, вы с грустью смотрите, как люди расходятся, ваш трек звучит хило и совсем не мощно.
Возможно, дело было так: после компрессии трека вы решили убавить басам громкость, ведь они казались слишком выделяющимися. А затем, решили эквалайзером слегка подправить звук, сделать его более мягким, но сейчас на танцполе вы поняли, что это было ошибкой, ведь баса в треке почти не осталось!
Поздравляем, вы только что сделали огромную ошибку. Сводя басы, вы опирались на слух, но большинство низких частот не слышны в студии, даже профессиональной. Их нужно уметь чувствовать и понимать, как они будут себя вести на большом звуке. Некоторые начинающие музыканты на данном этапе совершают следующую ошибку — продают свои маленькие мониторы и покупают большие, что, как вы уже знаете, для небольшой комнаты плохо.
Довольно сложно объяснить на словах, как слушать бас. Мы уже сказали, он должен чувствоваться. Это придёт с практикой, так что не переживайте.
А что насчёт сабвуфера?
Покупка внешнего сабвуфера может расширить возможности мониторинга низких частот. И вот вам ещё одна причина купить маленькие и профессиональные мониторы, нежели большие и бюджетные. Звучание хороших мониторов всегда можно дополнить внешним сабом, а плохое звучание бюджетных мониторов уже ничем не исправить.
Рис. 9: Сетап с сабвуфером
Все “за”
- С внешним сабвуфером вы можете тонко настроить присутствие баса в комнате.
- Многие сабы имеют встроенный Low Pass фильтр, фильтрующий ненужные высокие частоты после определённой частоты.
Все “против”
- Саб может стать причиной низкочастотных конфликтов: не только усиления уже существующих, но и провоцирование появления новых.
- Саб стоит примерно столько, сколько один профессиональный монитор
- Он занимает довольно много места
Выводы
Итак, мы плавно подошли к выводам нашего гида. Маленькие мониторы для маленькой комнаты хороши по многим причинам:
- Они не создают много проблем с акустикой помещения, вы можете выкручивать громкость на большие значения
- Они заметно дешевле, чем большие мониторы. И это плюс, так как можно купить студийные мониторы небольшого размера
Далее мы бы хотели предложить варианты небольших (5"-7") мониторов для ваших студий. Рекомендации составлены на основании нашего субъективного опыта и объективных данных. Все модели в списке подходят для продакшна и сведения. Настоятельно рекомендуем перед покупкой послушать интересующие мониторы и сравнить хотя бы три разных модели.
Yamaha HS5, HS57
Данная серия от компании Yamaha, пожалуй, является одной из самых популярных среди любителей, работающих на домашних студиях. Данный факт аргументируется удачным сочетанием цена/качество. Конечно, идеально ровной АЧХ от мониторов ожидать не стоит, баланс смешён в сторону средних и высоких частот, но на модели с 7" твитером уже можно услышать и прочувствовать бас. Среди самых бюджетных мониторов эти имеют наиболее чёткие транзиенты в звуке, то есть, играют более чётко.
Yamaha HS7
Tannoy Gold 5, 7 и 8
Компактная линейка Tannoy также впишется в домашнюю студии начинающих музыкантов. Бас на них воспроизводится чуть чище, чем на моделях конкурентов Yamaha. На громких уровнях воспроизведение высоких частот может немного ухудшиться.
Tannoy Gold 5
Tannoy Gold 7
Tannoy Gold 8
Pioneer VM-50, VM-70 и VM-80
Бюджетные мониторы для диджеинга. Они позволяют адекватно мониторить звук при прослушивании и записи диджейских миксов. На высоких уровнях звукового давления никаких искажений не замечено.
KRK RP5/7/8/103 G4
Мониторы KRK популярны среди продюсеров hip-hop и bass музыки. Неплохой вариант для домашней студии, позволяющий мониторить саунд на достаточно громких уровнях. Баланс частот вполне адекватный для начинающих звукорежиссёров и продюсеров. Стоит отметить, что нижняя середина может звучать несколько зажато и в целом звук кажется размытым из-за медленного отыгрывания транзиентов. Из-за этого многим звукорежиссёрам эти мониторы кажутся чересчур "мультимедийными", то есть, пригодными больше для прослушивания, нежели для сведения. Однако, огромное количество качественной музыки написано на KRK RP, поэтому желательно всегда проверять и сравнивать их звук самостоятельно, несмотря на все слухи. Это, очевидно, касается всех мониторов, но именно про серию RP много разговоров на эту тему, так что мы отдельно пишем об этом здесь.
ADAM T5V, T7V и T8V
Активные акустические системы T5V, T7V и T8V несколько дороже моделей, описанных выше, но и уже объективно намного лучше. Стоит отметить высококачественный ленточный ВЧ-твитер, который делает звук высоких частот чистым, относительно других моделей в этой ценовой категории. Стереопанорама на хорошую 4-ку. Ожидать много от T5V в плане баса не стоит, однако, система воспроизводит низы качественно и не зажато. Подходящий вариант для музыкантов, начинающих воспринимать свою деятельность всерьёз.
Adam A3X, A5X, A7X
Если бы разыгрывалась номинация за лучшее сочетание цена/качество, то эти мониторы определённо оказались бы первыми. Ленточные твитеры X-ART кристаллизуют звук в диапазоне ВЧ. Очевидно, что модель A3X (с 3" твитером) не сможет дать вам много баса, но панч будет чувствоваться. После продолжительной работы с ними слух не устаёт, что немаловажно для звукорежиссеров. Данная серия может даже вписаться в профессиональную студию среднего класса.
Adam A5X
Adam A7X
EVE Audio SC205, SC207
Активные мониторы компании EVE Audio. Ленточные ВЧ-твитеры напоминают твитеры у Adam и, учитывая то, что Eve принадлежит одному из создателей Adam, ушедшему из компании, можно сделать предположение о схожей конструкции. В комплекте идут решётки, которые можно надеть на ВЧ-твитеры и защитить их от механических повреждений. Звучание мониторов действительно на высоком уровне, без явных недостатков. Стоит добавить небольшой резонанс в АЧХ на уровне 100-200 Гц, но это можно отрегулировать гибкими настройками монитора, в частности регулятором Desk. В целом, они обладают низким уровнем искажений, что даёт возможность услышать даже минимальные изменения в звучании. Основные конкуренты Adam A5X^ A7X. Подробнее о мониторах EVE Audio вы можете прочитать по этой ссылке.
Eve Audio SC207
Yamaha MSP5, MSP7
Эта акустическая система является рабочей лошадкой с адекватной ценой. Звучание несколько хуже Eve Audio или Adam на верхних и средних частотах, однако низ не уступает. Конечно, в модели в 5" есть недостача по басу. В АЧХ есть небольшая яма от 100 до 500 Гц и резонанс в районе 80 Гц. Сделаны качественно и прослужат вам долго.
Yamaha MSP7
Focal Alpha 50, 65
Мониторы французской компании Focal очень высоко ценятся среди профессиональных звукорежиссёров и музыкантов. Они являются бюджетной линейкой компании,но всё равно выдерживают высокое качество воспроизведения звука. Панорама чистая и ясная, прямо как на более дорогостоящих моделях. Что касается верхов и середины, они не такие ясные относительно, например, Focal Solo.
Focal Alpha 50
Focal Alpha 65
Focal CMS 50, 65
Более тяжеловесная модель из описанных ранее. Звучат чисто, без явных пиков, сразу же, без регулировки настроек на панели. С ними можно работать в большом количестве жанров от поп-музыки до классики. Нельзя не отметить НЧ/СЧ-динамик с диффузором Polyglass и ВЧ-динамик с вогнутым алюминиево-магниевым куполом. Они обеспечивают ровное и нейтральное по окраске звучание во всём рабочем диапазоне частот. Пожалуй, один из лучших вариантов для полупрофессиональных и домашних студий.
Focal CMS 50
Focal CMS 65
Genelec 8030BPM, 8040BPM
Если вы ищете небольшие и необязательно дешёвые качественные мониторы с хорошей стерео панорамой и детализированным звучанием в верхах, то этот вариант для вас. В целом, АЧХ пологая, без особых завалов. Глубокой детализации баса вы не получите без сабвуфера (в связи с маленьким размером мониторов).
Genelec 8030BPM
Genelec 8040BPM
Dynaudio LYD5, LYD7
Основной плюс данных мониторов — линейный АЧХ (практически до нижнего порога воспроизведения в 50 Гц на 5" и 42 Гц на 7" моделях) даже на небольших громкостях. Стоит добавить гибкий встроенный DSP, позволяющий настраивать мониторы, исходя из акустических особенностей помещения. Если у вас большая комната, то, возможно, потребуется использование саба.
Dynaudio LYD5
JBL LSR305
Одна из самых бюджетных моделей из представленных в нашей статье. Ничего особенного от них ожидать не стоит, но в этой ценовой категории данных мониторы могут легко обойти и Yamaha HS и KRK RP. Учитывая цену, АЧХ адекватный — все полосы частот слышно, хоть звук и может показаться немного откомпрессированным. Из-за этого эффекта компрессии им немного не хватает детализации звука, а на больших уровнях бас начинает гудеть. В общем и целом, подходящая модель для начинающих. Если бюджет поджимает, а мониторы нужны — это один из вариантов, который стоит рассмотреть. Подробнее про серию LSR можно прочитать здесь.
JBL LSR305
Neumann KH120
Данные мониторы можно считать выбором нашей редакции из-за того, что, обладая НЧ/СЧ твитером в 5,2", они потрясающе воспроизводят бас (вплоть до нижнего порога в 52 Гц). Однако, есть небольшой резонанс в районе 60 Гц. За исключением данного резонанса, у данных мониторов для небольших студий минусы отсутствуют.
Focal Solo6 BE
Данные мониторы можно часто заметить на профессиональных студиях. Высокий и средний регистр детален и прозрачен (оно и немудрено для подобного ценника). Недобора по басам нет, мониторы способны воспроизводить довольно низкие частоты — до 40 Гц. Для полноценного контроля за низами потребуется саб или особо удачное размещение в комнате. Стерео и в целом пространство у этих мониторов одно из лучших в категории. Если вы планируете сделать свою DIY-профессиональную студию, то обязательно учтите этот вариант из-за отличного соотношения цена/качество.
Материал взят из статей:
Why You Should Consider Small Monitors For Your Project Studio, Part 2
- Комментарии