Как в DAW добиться аутентичного LO-FI звучания аппаратного сэмплера
Нужно больше искаженных тонов в новом треке? Советы ниже помогут.
Lo-fi хип-хоп и другие жанры, основанные на сэмплировании, могут звучать удивительно ностальгически, часто благодаря использованию продюсерами аппаратных сэмплеров. Однако, при тщательной обработке вы можете получить такой же звук без использования аппаратуры.
Ранее аппаратное семплирование считалось средством получения высококачественного звука, при этом битность и частота дискретизации увеличивались с каждым новым релизом. С появлением компьютеров у музыкальных продюсеров классические сэмплеры Akai и E-mu стали ненужными почти за одну ночь. Теперь же, благодаря жанрам, базирующимся на несовершенствах, таким как лоу-фай хип-хоп и лоу-фай хаус, аппаратный сэмплинг с использованием инструментов старой школы вновь популярен. Некогда невостребованные аппаратные сэмплеры вновь продаются по высоким ценам.
Однако, чтобы получить аналогичные результаты в DAW, не обязательно использовать старые аппаратные сэмплеры. Небольшое знание о работе сэмплеров, тщательная обработка и воображение помогут вам быстро создать грязные ритмы, пропитанные ностальгией.
Цель урока — научить, как сделать мелодию фортепиано звучать так, будто она была сэмплирована со старой вертушки. Ниже мы наложим ее на несколько lo-fi битов.
Создание сэмпла
Во-первых, понадобится что-то для сэмплирования. В соответствии с принципом "из коробки", можно начать с записи MIDI-мелодии, а затем ее ухудшения. Попробуйте сыграть ноты на октаву или две выше, чем целевой диапазон. Если прогнать их обратно через программный сэмплер, это добавит необычные артефакты.
Импорт в программный сэмплер
Добавьте экземпляр программного сэмплера на новую MIDI-дорожку и импортируйте аудиофайл, который экспортировали в первом шаге выше. Необязательно использовать Kontakt, как в приведенном здесь примере — любой программный сэмплер справится с этой задачей. Возможно, у вас даже есть готовый сэмплер в вашей DAW.
Теперь запишите новую мелодию в MIDI, используя импортированный сэмпл.
Настройка огибающей усилителя
Сформируйте звук с помощью встроенной огибающей сэмплера. Можно формировать ее так, как считаете нужным, но если оставить огибающую относительно нетронутой, это сохранит характеристики исходного звука. Попробуйте зажать ступень release и отрезать конец исходного звука, чтобы создать ощущение ограниченных возможностей семплирования (E-Mu SP-1200 печально известен своим коротким временем сэмплирования в 10 секунд).
Эквализация для вайба
Теперь можно приступить к применению эффектов и придать звучанию свой особый колорит. В первую очередь необходимо провести эквализацию. Ограничивая частоты вокруг сэмпла, можно устранить нежелательные проявления в миксе. Кроме того, можно придать звуку дополнительный характер, как если бы он был записан через старые колонки с применением дешевого микрофона.
Понижаем Bit Rate
Старые аппаратные сэмплеры, которые использовались в 1980-х и 90-х годах, обладали особенностью низкого битрейта. Для создания подобного звучания в вашем проекте вы можете использовать плагин для снижения битности и уменьшить количество битов до 12 или еще ниже. Для усиления аутентичности такого звучания рекомендуется также уменьшить частоту дискретизации, например, с 44,1 кГц до 22 кГц. Вы можете также настроить параметры, такие как джиттер сэмпла (колебания времени тактовой частоты сэмплирования) и количество искажений, чтобы добавить больше хруста и особенности в ваш звук.
Фильтрация
Многие старые аппаратные сэмплеры имели встроенные фильтры. Для эмуляции процесса AD/DA преобразования Akai S950, включая знаменитый кремовый фильтр низких частот, можно использовать плагин RX950 от Inphonik. Попробуйте снизить уровень отсечки для достижения более гладкого и приглушенного звука. Обратите внимание, что для этой цели можно использовать любой эффект фильтрации, но RX950 добавляет дополнительную аутентичность. Уменьшение стерео-изображения до моно также поможет передать атмосферу старого оборудования.
Добавление насыщенности
Мы уже достигли некоторого прогресса, однако у нас еще много работы впереди. В ранние годы производства музыки запись сэмплов осуществлялась через микрофон, подключенный к усилителю. Аппаратные каскады усилителей придавали сигналу насыщенность и окраску, которые добавляли теплоты и характера на низких уровнях. Но сегодня наш приоритет — не идеальный вкус. Мы ищем звук, полный шумов и искажений.
Плагин Radiator от Soundtoys имитирует ламповый микрофонный усилитель Altec 1567A Mixer Amp. Он добавляет к звуку теплоты и насыщенности. Вы можете переключить тумблер с Line на Mic, включить стадию Noisy и подать сигнал на вход. Регуляторы тембра помогут убрать низкие частоты. Если у вас нет доступа к Radiator, вы можете использовать другие плагины насыщенности.
Настройка колебаний высоты тона
Если вы хотите достичь более "лоу-фай" звучания, то можно применить некоторые эффекты, чтобы усилить воздействие. Например, колебания высоты тона (также называемые "вау" и "флаттер") имитируют недостатки скорости вращения двигателя в старой технике, такой как проигрыватели и магнитофоны. Один из плагинов, который может помочь в этом деле, — это RC-20 Retro Color от XLN Audio, который является универсальным lo-fi средством. Чтобы использовать RC-20, добавьте его на дорожку плагина и откройте секцию Wobble. Настройте вау (медленные колебания) и скорость по своему вкусу. Флаттер можно пока игнорировать, так как он больше подходит для лент, чем для пластинок. Также можно использовать полосу Flux, чтобы внести недостатки в синхронизацию.
Добавление финальных штрихов в стиле LO-FI
В RC-20, в колонке Distort выберите пресет Tubepair для дополнительного насыщения. Используйте ручку Mix amount для точной настройки эффекта. Наконец, воспользуйтесь секцией Noise, чтобы придать сигналу немного виниловых звуков. Переключите кнопку Routing на Post, чтобы хлопки и треск были последними в сигнальной цепи.
Для еще более выраженного эффекта используйте регулятор Duck, чтобы глушить исходный сигнал каждый раз, когда раздается clap. Остальные параметры настраивайте по своему вкусу. Наконец, используйте полосу Magnitude в верхней части, чтобы смешать dry сигнал с обработанным.
В качестве завершающего штриха добавьте немного реверберации и задержки, чтобы помочь мелодии в стиле "лоу-фай" лучше вписаться в микс. Spring реверберация особенно подходит для этой задачи, учитывая ее темный и металлический характер.
- Комментарии