Руководство по Roland TB-303 (и его клонам)
Культовый, но, неудобный в программировании. Давайте изучим все тонкости извлечения эйсид-партий из 303-го — настоящего, клонированного или эмулированного.
На данный момент уже мало что нового можно рассказать о влиянии TB-303 от Roland.
Любой, кто хоть немного интересуется созданием танцевальной музыки, скорее всего, знает его историю. Выпущенный в 1981 году, 303-й был неудачной попыткой создать реалистичную замену реальному бас-гитаристу, предназначенную для подстраховки групп и музыкантов.
Это был коммерческий провал, однако дешевые подержанные устройства попали в руки авантюрных танцевальных музыкантов раннего периода, таких как детройтское трио Phuture, которые использовали его простой звуковой механизм с одним осциллятором и пресловутый скрипучий фильтр для создания легендарных резонансных басовых звуков, определивших эйсид-хаус и техно.
Однако, несмотря на то, что многие из нас знакомы со звучанием 303-го, из-за растущих цен на подержанные модели, до недавнего времени мало кто из современных продюсеров имел возможность поработать с чем-то похожим на настоящий TB-303.
В последнее время ситуация несколько изменилась: хотя на рынке уже много лет существует множество клонов 303, аутентичный TB-03 Boutique от Roland и недорогой TD-3 от Behringer недавно вывели классический рабочий процесс 303 на массовый рынок. Кроме того, для продюсеров Roland Cloud предлагает недорогие цифровые варианты.
Несмотря на то, что TB-303 является заслуженно культовым инструментом, он также невероятно эзотеричен; несмотря на относительно простой механизм синтеза, процесс секвенсирования и редактирования паттернов удивительно долгий и не интуитивный. Для тех, кто берет в руки максимально дотошно клонированное устройство, не имея опыта работы с оригиналом, опыт использования может стать шоком.
Учитывая это, давайте рассмотрим, как начать программировать некоторые классические паттерны в стиле acid и techno.
В данном руководстве мы остановимся на аппаратуре TD-3 от Behringer и плагине TB-303 от Roland, которые широко доступны и довольно близко подходят для работы в стиле оригинала. Если не указано иное, все обсуждаемое основано на функционале оригинального 303-го, и применимо к любой точной эмуляции, клону или — если, конечно, вам удастся заполучить его — оригинальному устройству.
Как работать с 303
Самым уникальным аспектом секвенсора 303 является тот факт, что питчи (ноты) и шаги секвенсора вводятся отдельно. Это означает, что для создания паттерна сначала вводится последовательность нот, затем отдельная последовательность шагов, связок и пропусков. Если вы действительно хотите получить максимум от секвенсора, есть еще и третий шаг — назначение слайдов, октавных скачков и акцентов. Давайте пройдемся по ним, чтобы понять, как все это работает.
Первое, что нужно сделать, это выбрать паттерн, который мы хотим редактировать. В оригинальном 303, а также в таких точных аппаратных воссозданиях, как Behringer TD-3, применена система паттернов и треков. Паттерны — это базовые последовательности, каждая из которых может иметь длину до 16 шагов, а треки — более длинные аранжировки, созданные путем соединения нескольких паттернов в цепочку.
Паттерны хранятся в четырех группах паттернов, которые можно выбрать с помощью Track/Pattern Group. Группы паттернов обозначаются римскими цифрами, а цифры указывают на выбор дорожки. Каждая группа содержит восемь паттернов, выбираемых с помощью пронумерованных кнопок последовательности, каждая из которых имеет вариации A и B.
Проще всего начать с паттерна 1 в первой группе паттернов. Выберите его, Track/Pattern Group Dial в крайнее левое положение и нажав Step 1. Светодиод над шагом будет мигать, указывая на выбор. Теперь нам нужно повернуть диск Mode до упора вправо, на Pattern > Write, чтобы отредактировать паттерн. (См. рис. 1 ниже)
Сначала нужно очистить паттерн от всех существующих последовательностей. Для этого нажмите кнопку Clear и кнопку выбранного паттерна (в данном случае Step 1).
Создание классического acid паттерна
Наша последовательность начинается с ввода серии нот. Это нужно сделать в режиме Pitch Mode. Он выбирается нажатием кнопки Pitch Mode, светодиод над которой загорается, показывая, что он активен. (См. рис. 2)
При активном режиме Pitch Mode просто сыграйте серию нот с помощью кнопочной клавиатуры. Это создаст мелодичную последовательность. Не нужно беспокоиться о времени или скорости, записывается только сама последовательность нот. Начните с корневой ноты вашего трека/лада, а затем добавляйте питчи по своему усмотрению.
Можно вводить ноты на октаву выше или ниже основного паттерна, удерживая кнопки Down или Up справа от клавиатуры во время ввода ноты. Однако их можно — и, пожалуй, нужно — добавлять и редактировать позже.
После того как вы ввели последовательность нот, нажмите Function, чтобы выйти из режима Pitch Mode. Чтобы повторить паттерн, нажмите Pitch Mode еще раз, чтобы вернуться к началу.
Теперь попробуйте нажать кнопку Run/Stop (или Start/Stop, как она обозначена на TD-3). Обратите внимание, что ничего не происходит — это потому, что, хотя мы и ввели последовательность нот, пока мы не ввели тайминг, 303-й не воспринимает ее как последовательность.
Совет профессионала
По умолчанию паттерны 303 имеют длину 16 шагов. Однако можно установить другую длину, удерживая Function и нажимая Step несколько раз в соответствии с желаемой длиной (например, нажмите Step восемь раз, чтобы установить восьмишаговую последовательность). 12-шаговый паттерн, зацикленный на кике в размере 4/4, — классический прием эйсид-техно!
Время
Следующим шагом в создании нашего шаблона является вход в режим времени. Для этого нужно нажать кнопку Time Mode справа от интерфейса; светодиод загорится, сигнализируя тем самым об активности.
В режиме Time Mode мы можем создавать серии нот, тактов и пропусков. Они вводятся с помощью трех кнопок, обозначенных соответствующей нотной записью. Если идти слева направо, то первая кнопка (также обозначенная как Transpose Down) вводит ноту, следующая (Transpose Up) — такт, а третья (обозначенная как Accent) — пропуск. (См. рис. 3)
Мы создаем последовательность, добавляя их комбинации, пока не достигнем заданного количества шагов паттерна (в этот момент светодиодный индикатор временного режима погаснет, указывая на то, что мы создали полный паттерн). Шаг Note воспроизводит следующую ноту в уже введенной последовательности, шаг Tie продлевает текущую ноту на длину следующего шага, а шаг Rest вводит шаг тишины.
Стоит рассмотреть, как взаимодействуют последовательности питча и тайминга в 303-м. Если вы вводите последовательность питчей из 16 нот, они не обязательно будут соответствовать 16 шагам паттерна, поскольку секвенсор переходит на новый питч только при каждом срабатывании ноты. Если вы вводите пропуск, то вместо того, чтобы замолчать или пропустить соответствующий шаг, секвенсор будет ждать следующей ноты, чтобы перейти к следующему шагу.
Например, если последовательность питчей C, D, E, F сочетается с временной последовательностью Note, Note, Rest, Note, это приведет к паттерну C, D, _, E, а не C, D, _, F. То же самое относится и к связкам. Та же последовательность питчей с временным вводом Note, Tie, Tie, Note приведет к последовательности C-C-C, D.
Альтернативный метод: также можно выполнить синхронизацию последовательности "вживую". Для этого, удерживая Function, нажмите Run/Stop (также известный как Start/Stop). Теперь нажмите Clear и услышите метроном. Во время его работы можно нажать кнопку Write/Next, чтобы создать паттерн. Быстрое нажатие введет триггер ноты, а удержание кнопки добавит связку.
Акценты, слайды и октавные скачки
Возможность добавлять вариации в секвенсорные паттерны с помощью акцентов и слайдов — это то, что оживляет 303. Акценты добавляются к нотам, увеличивая громкость и глубину огибающей фильтра, что контролируется регулятором Accent в верхней части устройства.
Активация слайда для ноты вызывает эффект изгибающегося портаменто, когда высота тона ноты переходит в следующую. Особенно хорошо слайды работают в сочетании с октавными скачками — активируйте слайд на ноте, а затем сдвиньте следующую ноту вверх или вниз на октаву, чтобы создать явные бенды, которые являются отличительной чертой кислотных бас-партий.
Акценты, слайды и октавные сдвиги можно редактировать, вернувшись в режим Pitch Mode (при этом режим секвенсора должен быть остановлен, а режим Pattern > Write активен). Здесь удерживайте кнопку Write/Next, чтобы услышать первый питч последовательности. Удерживая кнопку Write/Next, вы можете активировать акцент, слайд, транспонирование вверх или вниз. (См. рис. 4) Кроме того, нажмите новую ноту на клавиатуре, чтобы изменить назначенный питч.
Снова нажмите и удерживайте Write/Next, чтобы перейти к следующему шагу последовательности, или Back (выше), чтобы перейти к предыдущему шагу.
Советы по секвенции
Контроль питчей, таймингов, акцентов и слайдов может оказаться непростой задачей. Поэтому использовать 303 по строгому плану очень нелегко. Не бойтесь проявлять спонтанность — выберите лад, но попробуйте добавить питч или тайминг-триггеры в произвольном порядке. Расставляйте акценты, слайды и октавные сдвиги по своему усмотрению.
Многие из величайших эйсид-басов в истории, вероятно, были созданы именно благодаря таким веселым экспериментам. Если что-то не получается, просто забейте и начните заново.
Не переусердствуйте со связками, слайдами и октавными прыжками — простой, повторяющийся паттерн, оживленный одним или двумя эффектами, часто работает лучше, чем что-то сложное и всеобъемлющее. При использовании живой синхронизации попробуйте замедлить темп, чтобы дать себе время создать нечто внятное.
Настройка синтезатора
После секвенсора 303 разобраться с самим синтезатором будет очень просто. (См. рис. 5) Это одноосцилляторный синтезатор, переключаемый между основными звуками пилы и квадрата. Тон пилы гармонически богаче и жестче, а квадрата — спокойнее. Помимо ручки выбора волны (на задней панели оригинала, но на большинстве ремейков — спереди) единственным элементом управления осциллятором является диск настройки.
Самый значительный элемент звукового характера 303 — это его фильтр. Это фильтр с диодной лестницей на 18 дБ, отличительной особенностью которого является его способность создавать хлюпающий резонанс без самовозбуждения (т.е. самостоятельно создавать тональный сигнал).
На борту есть два простых и шустрых генератора огибающей, направленных на усилитель и фильтр. Огибающая усилителя, по сути, фиксированная, в то время как для огибающей фильтра мы получаем пару основных регуляторов, которые изменяют затухание и глубину модуляции (Envelope).
Поведение огибающей фильтра и ее регуляторы модуляции являются ключевыми для создания "магии" 303. Да, резонанс фильтра играет важную роль — для классического кислотного звучания установите его как минимум на две трети по часовой стрелке, — но упругая, слегка ступенчатая модуляция фильтра является основным элементом того самого звука.
Для достижения наилучших результатов опустите срез фильтра до самой низкой точки и подстройте регуляторы Envelope и Decay, чтобы сформировать звук по своему вкусу.
Стоит упомянуть третий элемент управления, взаимодействующий с огибающей фильтра, — Accent. К сожалению данной статьи не хватить на подробное описание того, что происходит с акцентированными нотами, но если говорить упрощенно, то это вызывает "усиление" как усилителя, так и среза фильтра, управляемого огибающей фильтра.
Это не только изменяет динамическую форму и гармоническое содержание акцентированных нот, но и — по крайней мере, в случае с оригинальным 303 — создает интересные эффекты "нарастания", когда несколько акцентов накладываются друг на друга.
Углубляемся
Басовые партии 303 редко можно услышать без какой-либо обработки эффектами. Классическим выбором является дисторшн. Резонирующий звук просто потрясающе взаимодействует с аналоговыми овердрайвами.
В Behringer RD-8 предусмотрительно встроен дисторшн. Отличное справляются гитарные педали (например, Tube Screamer). Хорошо работают эмуляторы и педалей и усилителей, а также все, что повторяет аналоговые схемы дисторшна.
Помимо дисторшна, проверенной связкой является задержка (опять же, гитарные топталки отлично подходят), а немного реверберации может значительно оживить звук.
Roland Cloud TB-303 — выход за пределы аппаратной части
Программный клон Roland 303, Roland TB-303 Software Bass Line, добавляет несколько современных функций, которые расширяют возможности классического аппаратного рабочего процесса. Но что они могут?
1. Случайные последовательности
Программное обеспечение 303 может быть расширено, и предложить гораздо более гибкий и простой в программировании вариант секвенсора. Ключевым усовершенствованием является возможность рандомизации слайдов, акцентов, питча и гейта, что может отлично подойти для создания странных, неожиданных кислотных партий.
2. Режимы воспроизведения
Оригинальный секвенсор 303 работает только слева направо. Программная версия может делать больше, например, работать в обратном направлении, в случайном порядке или прыгать вперед-назад. Переключение между ними с помощью автоматизации — отличный способ смешивать паттерны.
3. Секретная панель
Программное обеспечение 303 имеет несколько "скрытых" параметров, которые могут помочь сформировать звучание эмуляции, включая обрезку VCF для изменения отклика фильтра, параметр Vintage Condition для состаривания звука, а также встроенные дисторшн и задержку.
- Комментарии